Найти тему
Субъективный путеводитель

Агинское. Как жили здешние буряты в прошлом?

На центральной в Агинском Комсомольской площади, напротив православного храма, протянулась Аллея Героев, на которой нашлось место и Иосифу Кобзону, который в 1990-2000-х был депутатом Госдумы от Агинского Бурятского автономного округа и принёс сюда недолгий расцвет. За бюстами - школа искусств и новое здание (2004) Агинского национального музея имени Гомбожаба Цыбикова:

Добавьте описание
Добавьте описание

На углу раньше стояло и старое здание - одноэтажная сельская школа (1890), в стенах которой музей и открылся в 1961 году. Какое-то время они даже сосуществовали, но со своим культурным наследием агинцы поступают как истинные потомки Чингисхана - из исторических памятников, описанных в путеводителе 2004 года, к 2021 году сохранились лишь церковь и здание с позапрошлого кадра.

На месте школы ещё и юрту поставили - не деревянную, как в Прибайкалье, а вполне себе мобильную войлочную со священной коновязью-сэргэ:

Добавьте описание
Добавьте описание

Во дворе музея - живописный лапидарий, где собраны по большей части разные менгиры и надгробия. В том числе, справа - настоящая плиточная могила, одна из древнейшей (13-3 века до нашей веры) прото-монгольской "культуры плиточных могил".

Добавьте описание
Добавьте описание

Среди не столь древних надгробных стел со старомонгольскими надписями высится пара уже откровенно современных памятников Гомбожабу Цыбикову (1973, кадр выше) и Петру Бадмаеву (2020, кадр ниже), чьи следы отсюда тянутся в Тибет. Со времён делегации к Петру I в столицах знали о бурятах, начавших создавать там небольшие, но богатые общины.

Иные, крестившись, делали карьеру - как например, Михаил Сердюков, создатель Вышневолоцкой водной системы. Из таких был и доктор Сультим Бадмаев, с подачи Николая Муравьёва-Амурского в 1860 году поехавший в Петербург в военный госпиталь. В столице он стал Александром, открыл частную аптеку, да ещё и преподавал в Петербургским университете монгольский язык, так что не обойтись было без помощи брата Жамсарана, вскоре ставшего Петром.

И - пошедшего своим путём: в начале ХХ века медик и путешественник Пётр Бадмаев привёз в Россию и Европу традицию тибетской медицины. Которой даже Николай II пытался лечить цесаревича: Бадмаев был вхож в Зимний дворец наравне с Распутиным, за что и был убит большевиками в 1920 году.

Добавьте описание
Добавьте описание

Цыбикову же в музее посвящён отдельный зал. Там его личные вещи (как вот этот шкаф) лежат вперемешку с камнями Аги и находками из далёкого Тибета начала ХХ века. Последний тогда являл собой закрытую страну, куда даже Пржевальский так и не смог проникнуть.

Иное дело - выпускник петербургского Восточного факультета, позже маститый востоковед Цыбиков, отправившийся Тибет как буддийский паломник и таким образом открывший его для Европы.

Добавьте описание
Добавьте описание

Так, незаметно, мы вошли в музей. На кадре выше слева манекен шамана с харьбо (трость, олицетворяющая небесного коня для Верхнего мира) и реплика бурхана (святилища) с жертвенником и сэргэ. Последние - именно бурятский, а не монгольский атрибут: саму традицию ритуальных коновязей распространили тюрки с Алтая, и в том числе прибайкальские курыкане, ассимилированные хори-тумэтами в 11 веке.

А вот шаманство было характерно для всей монголосферы, и на Аге атрибуты боо и угдан (шаманов и шаманок) те же, что на Ольхоне - бубны, харьбо, оргои (железные короны) да бляшки-обереги на одежде. Бурятских шаманов в деле, впрочем, я показывал пару постов назад на Ольхоне.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но если в Прибайкалье шаманство господствует, то здесь выглядит скорее узкоспециализированным приложением к буддизму. То не случайно: в 1577 году Алтан-хан приглашал Далай-ламу III в своё Тумэтское ханство, тем самым начав распространение среди монголов "жёлтой веры".

Уходя за отважной Бальжин на поиски исторической родины, хоринцы принесли буддизм в бурятскую степь, и в наши дни пейзаж Аги немыслим без белых ступ на сопках. Из 5 моих постов об Аге 2 будут посвящены дацанам и ещё 1 священной горе Алханай, ну а в музее собраны лишь атрибуты, самый впечатляющий из которых - ритуальная чаша из теменной кости:

Добавьте описание
Добавьте описание

С религией бурят лучше знакомиться в живую, а вот национальные костюмы стали достоянием музейных витрин. Яркая одежда с небесными красками и шелками - примета в первую очередь именно хоринцев. Вот слева направо козья доха и женский дэгэл (зимний халат), реплики праздичных тэрлигов (летних одеяний) на манекенах и несколько подлинных старых костюмов, подаренный музею семьёй Цындежаповых из китайского Хайлара.

Добавьте описание
Добавьте описание

И мужчины, и женщины носили тууруны (манжеты), островерхие шапки тойробшо с загнутыми вверх краями и красные кисточки залаа. Так же в ходу были шагабшэтой (ушанки), шапгансын (ермолки), бортого (тюбетейки) и юудэн (дождевики с капюшонами). У женщины к шапке крепилась сложная конструкция украшений, по которым можно было прочесть её статус. Пояса отличались - простой бухэ (кушак) у мужчин и многослойная комбинация нашивок и полосок у женщин. Мужской тэрлиг украшал энгэр (косой лацкан), женский покрывала уужа (жилетка).

Добавьте описание
Добавьте описание

И тем, кто читал мой пост про нанайский Сикачи-Алян, бурятские костюмы покажутся странно знакомыми - хоринцы не случайно кочевали на востоке Маньчжурии, доходя до Кореи, где многое переняли в покрое, красках, орнаментах и материалах.

Добавьте описание
Добавьте описание

Если прибайкальские буряты своим основным жилищем считают деревянную юрту, то забайкальские в таких лишь зимовали. Их домом служил в первую очередь гэр - войлочная юрта монгольского типа с прямыми жердями под потолочным окном. В деревянных юртах Прибайкалья чаще висели онгоны (шаманские обереги), а здесь - буддийские иконы всяких бодхисатв и махакал.

Добавьте описание
Добавьте описание

Основным украшением бурятских юрт были расписные сундуки. Юрточную мебель для музея делал мастер Александр Шагдуров из Закаменского района, как видимо и скульптуры животных, которыми был богат скотовод.

Добавьте описание
Добавьте описание

И явно не в шелках буряты подходили к этим агрегатам - как самогонный аппарат (справа), маслобойки и скребки для кож, среди которых затесалась металлическая бочка для святой воды из аршанов (целебных источников).

Добавьте описание
Добавьте описание

А вот примеры того, как буряты развлекались - шахматы, игровые кости и детский лук. Здесь же, почему-то, описание сэргэ, и обратите внимание, что оно сделано на бурятском без русского дубляжа - совсем не редкий случай в Агинском музее.

Добавьте описание
Добавьте описание

В то же время здесь есть отдельный стенд о русских поселенцах, чем не может похвастаться Усть-Ордынский музей:

Добавьте описание
Добавьте описание

А вот лесенка схрона красных партизан Петра Аносова с горы Алханай:

Добавьте описание
Добавьте описание

Вот ещё деревянные фигурки местного мастера Балты Батожаргалова да "Свет Шамбалы" Даши Намдакова - бурятского скульптура с мировым именем и неповторимым стилем, рождённого в семье потомственных дарханов (мистических кузнецов) из Забайкалья. Его скульптура тут стоит на втором этаже, посреди донельзя казённой фотогалереи "Твои люди, округ!".

Добавьте описание
Добавьте описание

В целом, Агинский музей меня скорее разочаровал, особенно по контрасту с Усть-Ордынским. Такое ощущение, что небольшую экспозицию из старого здания перевезли в новое да расставили как придётся, позже втыкая новые экспонаты меж старых по принципу "куда войдёт".

Тут есть, что посмотреть, но если в Усть-Орде музей даёт цельную картину этнографии прибайкальских бурят, в Аге у меня осталось ощущение какого-то неуютного бездушного сумбура. Напоследок - макет чего-то то ли планируемого, то ли невоплощённого, слегка похожий на калмыцкий Город Шахмат в Элисте.

Добавьте описание
Добавьте описание

См. также:

Агинские буряты - кто они?