Найти в Дзене

Заблудившиеся в себе. (О депрессии и даосизме)

Оглавление

Подавленное состояние, в котором находится все большее количество людей, называют "депрессией". Но становится ли человеку лучше, когда он узнаёт, как называют его состояние другие люди? Помогает ли это ему лучше справляться с жизнью?

Нет. Тем более, что это слово неверно отражает суть.

А если вспомнить, что статус науки психиатрия сто лет назад получила при поддержке (если не сказать "под давлением") фонда Рокфеллера, того самого, который основал ВОЗ, то на этом присказку можно и закончить.

Мир это не существительное, а процесс

В языке слово "река" считается существительным.

Но в жизни река - это процесс. Река не отделена от Природы, в отличие от существительного "река", слова, которое существует в языке отдельно от других слов.

  • Слово "река" заключено в жесткие рамки определения. Его можно использовать.
  • Река - это процесс изменений, с которым можно взаимодействовать и который сам производит изменения.

И это кардинальным образом меняет подход.

Настоящая река непостоянна ни во времени, ни в пространстве. Она где-то начинается, развивается, протекает через поля и леса, собирая воду из источников, и питает тех, кто помогает ей существовать и развиваться.

Жизнь реки - это обмен. Когда обмен нарушается, река начинает "болеть". Без обмена река превращается в болото и высыхает.

  • Но ни одна река не возникла "вдруг", из "ниоткуда".
  • И ни одна река "вдруг" не пересохла.
Каждый живой процесс, явление имеют свою линейку постепенности. Мудр и предусмотрителен человек, который это понимает.

Такой человек способен улучшить ситуацию.

На Измайловских прудах расцветают яблони, наглядно демонстрируя принцип: нет ничего постоянного. Очень трудно уловить точный момент перехода от почки к цветку, от цветка к плоду. Если такой момент вообще существует.
На Измайловских прудах расцветают яблони, наглядно демонстрируя принцип: нет ничего постоянного. Очень трудно уловить точный момент перехода от почки к цветку, от цветка к плоду. Если такой момент вообще существует.

В обход "лобовой" логики

В науке о человеке "лобовые" методы работают очень плохо. Чаще они причиняют вред. "Лобовые" методы действуют по принципу "болезнь - это существительное".

Даосский подход к человеку исходит из того, что человек - это целостное явление, процесс. К тому же сильно нелинейный.

Почему логический, "лобовой" подход столь неэффективен для понимания человеком самого себя? Логика опирается на известные и научно доказанные факты. Но много ли таких фактов о человеке вы знаете? Но если хотя бы один факт, данное оказывается ложным, то все логическое сооружение рассыпается.

Одна ошибка - рушится все здание!

Не очень надежная конструкция, согласитесь. Ни один инженер в здравом рассудке, даже "после вчерашнего" не спроектирует такую конструкцию.

Даосы используют другой подход. Не такой точный (на первый взгляд), зато максимально надежный. Как сказал бы тот инженер "после вчерашнего" - с "защитой от дурака".

С человеком хорошо работает не логика, а картинки, метафоры, обладающие свойством Целостности.

Чтобы понять Целое, не обязательно понимать все его части.

Метафора подавления

Случалось ли вам заблудиться в лесу?

Я понимаю, что не каждый из нас подолгу бродил в красноярской тайге, но чтобы уловить смысл метафоры это и необязательно. (Можно вспомнить, как вы заблудились в незнакомом городе).

Что вы чувствуете в первый момент, когда только начинаете догадываться, что, кажется, потеряли путь? Некоторое волнение, беспокойство, растерянность. Появляются разные, взаимоисключающие мысли.

  • "Налево? Но вроде я пришел справа. Да и солнце было с другой стороны ..."
То, что мысли взаимоисключающие, не проблема. Проблема, что все они в одной голове одновременно, поэтому спутываются в один клубок.

Пока остается надежда, "Вон там, за тем бугром покажется тропинка и все будет хорошо". Поэтому вы не особенно паникуете, а просто беспокоитесь.

Это еще далеко не депрессия. Но уже и не привычно-комфортное состояние.

Но когда вы начинаете понимать, что действительно запутались, ваше состояние быстро меняется. Не в лучшую сторону. Волнение переходит в панику. Вы судорожно пытаетесь решить проблему немедленно, "здесь и сейчас".

  • "Если не получится быстро выбраться из леса, то лучше и не думать, чем это может закончиться! Но как не думать, если ..."

С момента, когда начинает происходить реальное осознание, что быстро выбраться не получится, у большинства людей тревога переходит в панику. А паника еще быстрее переходит в отказ от попыток сопротивляться "стечению сложных объективных обстоятельств".

Расстроенный, растерявшийся, испытавший панику человек смиряется с обстоятельствами, падает духом и прекращает попытки исправить ситуацию.

Именно в этот момент ситуация-как-процесс, превращается в ситуацию-как-существительное. А с существительным ничего нельзя поделать. Оно ведь объективно существует!..

Психика человека в этом состоянии оказывается "под давлением" обстоятельств. Он чувствует себя подавленным. Он впадает в депрессию.

Но давить можно только на то, что объективно существует. Давить на то, что происходит, на изменяющийся процесс невозможно. С процессом можно только взаимодействовать.

Когда такое состояние "существования", восприятие процесса изменений психики как куска материи, становится привычным, тогда говорят, что человек запутался в жизненных обстоятельствах. Или впал в "депрессию".

Но в чем именно он запутался?

Что именно на него давит?

Невозможно запутаться в "обстоятельствах". Обстоятельства бывают "легкими" или "трудными", но они не бывают "запутанными". Обстоятельства неспособны "давить". Запутаться можно в мыслях, в своих отношениях с миром.

Вы легко обнаружите в своем окружении людей, которые и в "трудных" обстоятельствах не чувствуют себя подавленными. И людей, у которых "все тип-топ", но депрессия - их постоянная спутница.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Как и почему человек превращает обстоятельства - в "пресс, который давит"?

Как отношение превращаются в объект, с которым ничего нельзя поделать?

Расскажу об этом в следующей статье.