В прошлый раз мы с вами побывали в гостях у старухи-процентщицы, "этой подлой вши". Но есть в романе и совершенно противоположная ей душа – чистая, светлая и самоотверженная. Именно к ней, пытаясь спастись от той огромной пропасти, что отделяет его от других людей после убийства старухи, стремится Раскольников. Ну а мы стремимся вместе с ним…
Дом Сони Мармеладовой находится недалеко от дома Раскольникова и выходит окнами «на канаву». Но мы же с вами уже знаем, что такое «канава» у Достоевского, так что с названием улицы проблем не возникнет. Все просто: «канава» — набережная канала имени Грибоедова, а в времена Достоевского — Екатерининского канала. Но какой же номер дома? Набережная-то длинная.
Ну что ж, давайте искать….
Отличительной особенностью этого дома является его «безобразный тупой угол». Честно говоря, это очень странно: мы привыкли, что наши комнаты по форме напоминают квадрат, ну или прямоугольник, одним словом, углы у наших комнат прямые. А тут – тупой угол…
Возможно, такая форма объясняется тем, что здесь находилось губернское казначейство, то есть дом никогда не был жилым. Но именно сюда поселяет Достоевский свою героиню…
Вообще, у него тут много несоответствий. Вот, например: Соня жила в третьем этаже.
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.»
Взглянем на фотографию тех лет.
А этажа-то два! Это сейчас их четыре – в советское время достроили, а тогда было два без подвалов. Но тем не менее именно этот дом считается домом Сонечки, ведь он подходит по самым ярким приметам – «канава» и «тупой угол».
Представим, что мы поднялись в третий этаж и идем в Сонину комнату. Что мы тут увидим?
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.»
Мебели у Сони почти никакой: кровать, комод, чтобы хранить вещи, стол и пара стульев - вот и все. А в сочетании с неправильными размерами выглядит это совсем уж бедно…
А знаете ли вы сколько раз Раскольников бывал тут?
Правильно, три. У Достоевского вообще много таких загадочных цифр в произведениях.
В первый раз Соня читает Родиону про воскрешение Лазаря, и этот отрывок показывает, что и он, несмотря на то, что погубил свою душу убийством старухи, еще может воскреснуть. Но тогда Раскольников не разделяет ее порывов и уходит, но обещает вернуться.
Во второй раз герой приходит к Сонечке после похорон Мармеладова и признается ей в своем преступлении. Он рассказывает ей основные положения своей теории, но Соня не проникается ею и лишь отвечает, что ему нужно покаяться.
В третий раз Родион приходит к Соне за несколько часов до признания. Она надевает на него свой крестик и снова говорит о раскаянии. Раскольников уходит от нее и идет прямиком к конторе, попутно проходя Сенную площадь...
От автора (кое-что интересное):
Именно на этой площади, можно сказать, все и началось. Здесь Раскольников услышал, что Лизаветы не будет дома. Старуха будет одна. Такой шанс. Им и решает воспользоваться герой, но, как мы знаем, Лизавета возвращается раньше…
На Сенной же площади все и заканчивается. По совету Сони Родион решает прилюдно покаяться в содеянном и просить прощения у земли, перед которой он согрешил.
«Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю»
Но странный человек, стоящий посреди площади на коленях, слишком привлек внимание прохожих и так и не смог во всеуслышание сказать: «Я убийца!» и покаяться.
И тогда Раскольников идет в контору – признаваться. А где же именно находилась эта контора мы с вами узнаем ровно через неделю…
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Читайте другие статьи серии о "Преступлении и наказании":