Найти тему

По следам «Преступления и наказания». Дом Сони Мармеладовой

Оглавление

В прошлый раз мы с вами побывали в гостях у старухи-процентщицы, "этой подлой вши". Но есть в романе и совершенно противоположная ей душа – чистая, светлая и самоотверженная. Именно к ней, пытаясь спастись от той огромной пропасти, что отделяет его от других людей после убийства старухи, стремится Раскольников. Ну а мы стремимся вместе с ним…

Дом Сони Мармеладовой находится недалеко от дома Раскольникова и выходит окнами «на канаву». Но мы же с вами уже знаем, что такое «канава» у Достоевского, так что с названием улицы проблем не возникнет. Все просто: «канава» — набережная канала имени Грибоедова, а в времена Достоевского — Екатерининского канала. Но какой же номер дома? Набережная-то длинная.

Ну что ж, давайте искать….

Отличительной особенностью этого дома является его «безобразный тупой угол». Честно говоря, это очень странно: мы привыкли, что наши комнаты по форме напоминают квадрат, ну или прямоугольник, одним словом, углы у наших комнат прямые. А тут – тупой угол…

Дом Сони Мармеладовой. Канал имени Грибоедова, 73
Дом Сони Мармеладовой. Канал имени Грибоедова, 73

Возможно, такая форма объясняется тем, что здесь находилось губернское казначейство, то есть дом никогда не был жилым. Но именно сюда поселяет Достоевский свою героиню…

Вообще, у него тут много несоответствий. Вот, например: Соня жила в третьем этаже.

«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета.»

Взглянем на фотографию тех лет.

-3

А этажа-то два! Это сейчас их четыре – в советское время достроили, а тогда было два без подвалов. Но тем не менее именно этот дом считается домом Сонечки, ведь он подходит по самым ярким приметам – «канава» и «тупой угол».

Представим, что мы поднялись в третий этаж и идем в Сонину комнату. Что мы тут увидим?

-4
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.»

Мебели у Сони почти никакой: кровать, комод, чтобы хранить вещи, стол и пара стульев - вот и все. А в сочетании с неправильными размерами выглядит это совсем уж бедно…

А знаете ли вы сколько раз Раскольников бывал тут?

-5

Правильно, три. У Достоевского вообще много таких загадочных цифр в произведениях.

В первый раз Соня читает Родиону про воскрешение Лазаря, и этот отрывок показывает, что и он, несмотря на то, что погубил свою душу убийством старухи, еще может воскреснуть. Но тогда Раскольников не разделяет ее порывов и уходит, но обещает вернуться.

Соня читает про воскрешение Лазаря
Соня читает про воскрешение Лазаря

Во второй раз герой приходит к Сонечке после похорон Мармеладова и признается ей в своем преступлении. Он рассказывает ей основные положения своей теории, но Соня не проникается ею и лишь отвечает, что ему нужно покаяться.

В третий раз Родион приходит к Соне за несколько часов до признания. Она надевает на него свой крестик и снова говорит о раскаянии. Раскольников уходит от нее и идет прямиком к конторе, попутно проходя Сенную площадь...

От автора (кое-что интересное):

Именно на этой площади, можно сказать, все и началось. Здесь Раскольников услышал, что Лизаветы не будет дома. Старуха будет одна. Такой шанс. Им и решает воспользоваться герой, но, как мы знаем, Лизавета возвращается раньше…

Сенная площадь. Современный вид
Сенная площадь. Современный вид

На Сенной же площади все и заканчивается. По совету Сони Родион решает прилюдно покаяться в содеянном и просить прощения у земли, перед которой он согрешил.

«Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю»

Но странный человек, стоящий посреди площади на коленях, слишком привлек внимание прохожих и так и не смог во всеуслышание сказать: «Я убийца!» и покаяться.

И тогда Раскольников идет в контору – признаваться. А где же именно находилась эта контора мы с вами узнаем ровно через неделю…

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Читайте другие статьи серии о "Преступлении и наказании":