В том, что ребёнок, хорошо закончивший учебный год, нуждается в поощрении, думаю, никто не сомневается.
Но как похвалить за отметки разумно?
Об этом написано психологами достаточно, здесь только мой учительской взгляд. Со стороны.
Как и многим психологам, мне кажется, что распространённая ошибка родителей — это денежное поощрение. Платить за то, что ты учишься, получаешь образование для себя, как - то странно. Немаловажную роль играет в последующем трата этих денег. Свободные деньги в руках подростка — опасная тенденция. Тут родитель должен быть уверен, что деньги ребёнок израсходует должным образом, а не потратит на вредные привычки.
Замена деньгам— вещь.
Чаще всего это бывает техника: телефон, компьютер, приставка, наушники и тд. Опять же. С какой целью? Если продвинутый компьютер поможет ребёнку в учебе, тогда семья должна способствовать возможности учиться, а не принуждать ребёнка заработатывать на него таким образом.
И потом, может ли вещь долго держать интерес? Купили телефон — всё, учиться не надо?
Что ж тогда? Вообще не поощрять?
Есть способ, что мне по душе.
Мама моего ученика, сама любительница путешествий, так сумела привить интерес к дорогам своему сыну, что для него величайшим подарком становилась поездка. Причём это не что- то курортное "все включено", а поездка со смыслом. Например, Выборг. А если уж Байкал или Финляндия, то просто огромная радость.
Мне кажется, что поощрение должно включать развитие.
Но для этого сам родитель должен интересоваться чем- то большим, чем шашлык или айфон. Тогда и учиться будет интереснее, и заставлять не придётся. Просто когда закончить четверть удастся хорошо, ребёнок будет знать, что впереди —сказочная поездка, с родителями (что немаловажно!) пусть на один день, но он будет незабываемым.
Конечно, вариантов развивающего поощрения немало: лагерь, познавательные походы, дорогая книга.
Главное, ребенок должен понимать, что учиться надо ему, что профессию выбирать ему, поэтому важно не ослабить его интерес ко всему, что его окружает.