Найти в Дзене

Австрийские Габсбурги уйдут с молотка

Франц-Иосиф по триста евро, императрица Елизавета - по восемьсот. Габсбургов по кусочку распродают на аукционе. Носовые платки и очки, письма и визитки императорской семьи все желающие смогут приобрести через две недели в венском «Доротеуме».

Франц-Иосиф, конечно, обойдется дешевле Сисси - все-таки он персона не такая медийная. Стартовая цена его носовых платков - от 300 до 600 евро, личного портсигара - от полутора до трех тысяч. Почувствуйте разницу: начальная цена за платки императрицы - от 800 до 1600 евро, за пояс - 2800-4000 евро, а цена за ее крестильной рубашки доходит до десяти тысяч. Тут, правда, все справедливо - императорские крестильные рубашки девятнадцатого века это настоящий раритет, они редко доживают до нашего времени.

Сосуд для омовения ног в Зеленый четверг, принадлежал австрийскому императору Францу-Иосифу. Стартовая цена - 800 евро. Фото © Dorotheum
Сосуд для омовения ног в Зеленый четверг, принадлежал австрийскому императору Францу-Иосифу. Стартовая цена - 800 евро. Фото © Dorotheum

И, как обычно на таких торгах, будут распродавать очень венские императорские сувениры - цинковые сосуды для омовения ног. На снимке - принадлежавший императору Францу-Иосифу, его готовы отдать за 800 евро. Такие сосуды использовали раз в год, на церемонии омовения ног в Зеленый четверг, один из дней Страстной недели. Триста лет подряд эту церемонию при венском дворе проводили по одному и тому же сценарию, следуя ему неукоснительно. Двенадцать нищих стариков и двенадцать нищих старух находили по всей стране - сначала их обследовали врачи, мыли и обряжали в одинаковые черные одежды. Все участники церемонии отправлялись в церковь, а затем им был положен обед из четырех блюд. В Вене, правда, застолье стало символическим - обед каждому нищему давали навынос, в специально расписанных деревянных плошках. Ну а потом начиналась сама церемония мытья ног: император и императрица преклоняли колени перед каждым из нищих, омывали им ступни с помощью вот таких цинковых сосудов и вытирали насухо полотенцем. Перед тем, как отправиться домой, каждый из стариков получал кошель из белой кожи с тридцатью серебряными монетами. И всех нищих обязательно увозили из Хофбурга в придворных экипажах.