Расстрел. Новочеркасский расстрел - так это событие вошло в историю. Произошло оно 60 лет назад, 2 июня 1962 года.
Советская власть расстреляла собственный народ, вышедший на демонстрацию и написавший на плакатах: "Мяса, молока <масла> и повышения зарплаты".
Это были уже последние годы пребывания у власти Н.С. Хрущева. Много хорошего сделал этот человек для страны и многие в СССР поминали его добром (я об этом писала), но и совершил немало ошибок.
Что хорошего можно сказать о Хрущеве?
1962 год - это дефицит основных продуктов питания в СССР: тех самых мяса и молока, некоторых круп, в магазинах нередко недоставало даже обычного пшеничного хлеба.
Как жили люди в СССР: что БЫЛО и чего НЕ БЫЛО
Во многом такое положение стало последствием кукурузного и других экспериментов Хрущева - например, т.наз. мясной кампании, когда колхозам дали повышенную норму сдачи мяса. Цель-то была благая: обеспечить магазины мясом, а результат плачевный. В колхозах попросту забивали скот и сдавали его на мясо. А что было делать? - партия сказала "сдавать", значит, надо сдавать. Другого ответа не предполагалось, а что будет в следующем году из-за сокращения поголовья скота - о том начальство не думало.
Целью многих безумных кампаний Хрущева являлась поставленная им задача - "Догнать и перегнать Америку!"
В результате правительство "по просьбам трудящихся" пошло по пути повышения цен на такие продукты питания, как мясо, сливочное масло и некоторые другие. Постановление ЦК КПСС о повышении цен вышло 31 мая 1962 года. Цены поднялись на 25 - 30%! Сегодня, в нашей рыночной экономике, мы хорошо знаем, что это значительная инфляция, превышающая умеренный уровень. При этом зарплаты оставались на прежнем уровне.
Ну, и навряд ли "трудящиеся" - шахтеры и сталевары, интеллигенция, в особенности врачи и учителя с их копеечными зарплатами - просили правительство о повышении цен. У "трудящихся" повышение цен вызвало полностью противоположную реакцию. В стране распространялись различные антиправительственные листовки, люди высказывались и ругали за все происшедшее Хрущева.
Почему именно в Новочеркасске начались выступления против повышения цен? Новочеркасск (бывшая столица Войска Донского) - небольшой город Ростовской области. Местное начальство здесь еще за три месяца до повышения цен проявило, так сказать, инициативу: администрация Новочеркасского электровозостроительного завода на 10 % снизила расценки за тяжелый труд,- а труд в горячих цехах был тяжел, - и увеличила на 1/3 норму выработки для рабочих. В результате вкупе с повышением цен понизилась как номинальная, так и реальная заработная плата рабочих. При этом следует учесть, что завод (НЭВЗ) являлся т.наз. градообразующим предприятием: в городке с населением менее 200 000 чел. на заводе было трудоустроено около 14 000 человек.
Поэтому неудивительно, что 1 июня 1962 года рабочие сталелитейного цеха пошли в заводоуправление. Вместе с присоединившимися рабочими других цехов таковых набралось около 1000 человек. К сожалению, вышедший к собравшимся директор завода Б.Н. Курочкин вместо того, чтобы разобраться в ситуации, проявил к рабочим неуважение: "Нет денег на пирожки с мясом - будете есть с ливером!" Правда, есть версия, что он и не знал, как реагировать; а заметив невдалеке торговку пирожками, попытался разрядить обстановку шуткой. Шутка получилась нехорошей (к тому же очень напоминала знаменитый ответ Марии-Антуанетты в преддверии французской революции: "Нет хлеба? Ну пусть они едят пирожные!"). Рабочие чувствовали себя оскорбленными, началась словесная перепалка (к сожалению, с нецензурщиной) с Курочкиным, в результате которой тот ретировался, а завод постепенно охватывала забастовка. Бастующие (называют от 4000 до 5000 человек) остановили пассажирский поезд "Саратов-Ростов" и перекрыли тем самым железную дорогу. На локомотиве красовалась надпись "Хрущева -на мясо!". Были и нехорошие моменты: на фоне беспорядков распоясались хулиганы, были замечены двое ранее судимых рабочих в состоянии алкогольного опьянения. Меньше всего повезло пассажирам поезда: все это время они оставались в душных вагонах и без воды. Прибыли местные власти, но погасить конфликт им не удалось.
"Нет денег на пирожки с мясом - будете есть с ливером!"
О событиях в Новочеркасске доложили Хрущеву. Хрущев поднял всех, кого возможно: министра обороны Малиновского, руководителей МВД и КГБ СССР Тикунова и Семичастного. Советские руководители не знали, как поступить и, по всей видимости, были напуганы ситуацией. За многие-многие годы советской власти протесты в Новочеркасске стали первым такого рода выступлением... Решили: "бунт", да еще и антисоветский, всеми возможными средствами и как можно быстрее подавить.
В Новочеркасск вылетела группа представителей Президиума ЦК КПСС, в том числе Анастас Микоян, выполнявший самые ответственные дипломатические поручения Хрущева. В рассказе о последующих событиях воспользуемся материалом, опубликованным в АиФ Ростов-на-Дону 2.06.2017 года:
"Митинг продолжался. Звучали требования: послать делегацию на электродный завод, отключить подачу газа с газораспределительной станции, выставить пикеты у заводоуправления, собраться на следующее утро и идти в город, чтобы поднять там восстание, захватить банк, телеграф, обратиться с воззванием по всей стране. Единого организационного ядра у бастующих не было.
Власти не смогли найти мирного решения возникшей проблемы. Вечером к зданию заводоуправления подъехали 5 машин и 3 БТРа с солдатами. Боевых патронов они не имели и просто выстроились возле машин. Толпа встретила военных агрессивно, но ограничилась лишь руганью и оскорблениями. Солдаты не предприняли никаких активных действий, а через некоторое время погрузились обратно в машины и уехали.
Когда стало ясно, что власти не собираются применять никаких мер, митингующие приняли решение на следующий день пойти к горкому КПСС в центр города.
В ночь на второе июня в Новочеркасск вошли танки. Завод был взят под военную охрану, в городе установлен комендантский час, 22 зачинщиков задержали.
Появление военных возмутило заводчан, они отказались работать «под дулом автоматов». Митингующие опять заблокировали движение поездов. Через некоторое время к центру города двинулся людской поток, состоящий из рабочих, но по ходу следования к нему присоединялись случайные люди, в том числе и женщины с детьми.
Толпа шла по центральной улице Ленина (ныне Московской), к зданию горкома партии и горисполкома.
у да же прибыл начальник Новочеркасского гарнизона генерал-майор Иван Олешко с 50-ю вооружёнными автоматчиками внутренних войск. Они оттеснили людей от здания, выстроились вдоль фасада лицом к забастовщикам.
Олешко с балкона обратился к собравшимся прекратить погромы и разойтись. Но толпа не реагировала и только после предупредительных автоматных очередей отхлынула назад.
Но тут раздались выкрики: "Не бойтесь, стреляют холостыми!", и люди вновь ринулись к зданию горкома. Последовал повторный залп вверх, а затем был открыт огонь по толпе. Есть также версия, что стреляли пулемётчики или снайперы с крыши здания.
Как бы там ни было, но после выстрелов 10-15 человек остались лежать на площади, толпа в панике побежала прочь.
По официальным данным, в ходе подавления восстания были убиты 26 человек, ещё 87 получили ранения. Сколько пострадавших и жертв было на самом деле, точно неизвестно. Трупы родным не выдавали. Расстрелянных хоронили на разных кладбищах под покровом ночи.
Перед судом по обвинению в "бандитизме", организации массовых беспорядков и даже попытке свержения Советской власти предстали 112 человек. Семеро: Сергей Сотников (токарь НЭВЗа), Андрей Коркач, Михаил Кузнецов (рабочие электродного завода), Борис Мокроусов (обрубщик станкозавода), Владимир Черепанов (слесарь завода «Гормаш»), Александр Зайцев (бригадир совхоза) и Владимир Шуваев (повар школы-интернат) - приговорены к смертной казни и расстреляны.
Ещё 105 человек получили сроки заключения от 10 до 15 лет с отбыванием в колонии строгого режима.
Говорят, что жертвами бойни моги быть и дети – например, мальчишки, глазевшие за происходящим с деревьев. Очевидцы вспоминают про рассыпанные сандалии и белые детские панамки: они валялись по всей кроваво-грязной площади, которую потом закатали новым асфальтом.
В опубликованных списках жертвы детского возраста не значатся. Возможно, родители боялись заявлять об этом. А может быть, потому, что к площади прибежали сироты (детский дом располагался как раз на Московской).
Кроме того, в результате принятых мер, а также начавшихся арестов, в ночь с 3 на 4 июня было задержано 240 человек.
Очевидцы вспоминают про рассыпанные сандалии и белые детские панамки: они валялись по всей кроваво-грязной площади, которую потом закатали новым асфальтом.
Участники расстрела в своих воспоминаниях сравнивают случившееся с кровавым воскресеньем 1905 года в Санкт-Петербурге".
В новочеркасских событиях был генерал, который не стрелял: ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза генерал Матвей Шапошников.
"Получив приказ командующего операцией генерала Ивана Плиева двинуть на народ танки, Шапошников отказался его выполнить со словами: "Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками". Во избежание случайных инцидентов Шапошников также приказал мотострелкам разрядить автоматы и карабины и сдать боеприпасы.
Известно: на вопрос, что было бы, если бы он подчинился приказу, и танки, стоявшие на мосту <через реку Тузлов>, атаковали демонстрантов, генерал Шапошников ответил: "Погибли бы тысячи".
Отметим,что против введения войск на завод и в поселок Буденновский выступил и генерал Плиев - считал данную меру нецелесообразной. Однако же в его присутствии член Политбюро Кириленко связался по телефону с Хрущевым и передал Плиеву его указание задействовать армию в подавлении бунта. Плиев отдавал соответствующий приказ вынужденно.
Генерал Матвей Шапошников: "Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками".
"Позднее генерал пытался предать гласности информацию о новочеркасской трагедии, рассылая о ней письма советским писателям и комитетам ВЛКСМ ряда вузов. Всего им было отправлено шесть писем. ...
После смещения Н.С.Хрущева многие осужденные были отпущены из мест лишения свободы, Генерал Шапошников тоже освобожден от ответственности. Но восстановления в партии он дождался лишь в 1988 году. Реабилитация всех осужденных произошла в 1996-ом, после соответствующего указа Президента РФ".
По официальным данным, в ходе подавления выступлений в Новочеркасске было убито 26 человек, еще 87 получили ранения. Сколько пострадавших и жертв было на самом деле, точно неизвестно.
Такой вот сегодня невеселый юбилей.