Григорий Дженжера держит металлическую линейку и говорит, что она досталась ему от отца: «Это очень точный измерительный прибор, еще с советских времен». А его товарищ, Дмитрий Журавлев, разминает в перерыве от работы руки эспандером: «Пока тренируются руки, голова отдыхает». Инженеры участка контрольно-измерительных машин (КИМ) Григорий Дженжера и Дмитрий Журавлев дружат и работают вместе на Иркутском авиационном заводе с первого курса иркутского политеха.
– Когда мы поступали в начале нулевых, все вокруг бредили новыми технологиями и робототехникой, – рассказывает Дмитрий Журавлев, ведущий инженер-технолог отдела программного управления Иркутского авиазавода. – У нас в политехе даже был немецкий робот Кука. Но настоящее производственное оборудование мы увидели только на авиазаводе.
Друзья считают, что им повезло – они пришли в отдел программного управления, когда на ИАЗ шло внедрение нового оборудования. Узнали много нового: например, досконально изучили строение ниши шасси, килевой балки и роликовых направляющих закрылка.
Григорий Дженжера вспоминает: «Мой отец Виктор Михайлович начинал с токаря, а теперь он – начальник участка на разрезе Черемховуголь. Именно отец с детства приучил меня к работе руками: у нас дома всегда стоял токарный станок. Мой сын теперь тоже увлекается техникой и постоянно собирает конструкторы».
А у Дмитрия Журавлева – трое детей: два сына и дочка. Все вместе любят играть в кубики. Папа говорит, что такие игры развивают у детей усидчивость и техническое воображение.
Изобретать вместе друзья начинали с простейших доработок программного обеспечения. Придумали, как уменьшить «иконки» изображений в таблице протокола измерения. Решение было простейшим, но оно сэкономило много бумаги и времени на распечатку сотрудникам бюро. Ведь через них ежедневно проходят десятки протоколов, и в каждом множество «картинок».
Сегодня у Дженжера и Журавлева почти двести кайдзен-идей и рационализаторских предложений. Друзья говорят: бывает, что широкое распространение получают не самые сложные предложения.
– Вот посмотрите на этот поворотный адаптер для щуповой системы: с его помощью можно измерить авиационные детали в самых труднодоступных местах, – показывают инженеры. – Им заводчане пользуются регулярно. Но гораздо дольше мы создавали вот это «плечо» для замеров – съемный неразборный элемент, который не нужно разбирать каждый раз. Мы часто решаем такую техническую проблему: на измерение детали уходит не больше нескольких минут, но чтобы подготовить и настроить КИМ, порой нужно потратить полтора часа.
Теперь Григорий Дженжера отвечает за кайдзен-направление на участке КИМ отдела программного управления. Именно к нему в первую очередь подходят коллеги с новой идеей.
– Условно все наши предложения можно разделить на две части, – говорит Григорий. – Одни направлены на улучшение рабочего процесса и компьютерного интерфейса. А другие усовершенствуют саму конструкцию «железа» КИМ. Конечно, сами мы стремимся со временем изобрести действительно что-то новое! А участие в кайдзен-движении в этом помогает.
Он показывает паллету под магнитную плиту, которую сделали несколько человек из их отдела. Один заменил стальную основу на алюминиевую (которая намного легче и немагнитная), другой придумал маркировку, а третий выпилил удобные ручки. В результате кроме практической пользы новая паллета – еще и командное творчество. Настоящий «тим-билдинг»!
– Кайдзен – это японская философия, суть которой – постоянное улучшение производства, – комментирует Дмитрий Швецов, ведущий инженер, руководитель группы рационализации ИАЗ. – Эта полезная практика прижилась на авиазаводе. Каждое предложение мы рассматриваем с нескольких сторон. Оно должно приносить осязаемую пользу. И на заводе должны быть как возможности ее реализации, так и сама необходимость применения. Предложение должно быть максимально реализовано и не должно повторять предыдущие. У Дженжера и Журавлева это получается сделать!..
На Иркутском авиазаводе с каждым годом все больше молодых специалистов увлекаются рационализаторством и предлагают свои идеи, которые всегда поощряются. Надеемся, что в будущем кайдзен-философия вдохновит работников завода на новые идеи.
Автор текста: Андрей Колганов