Найти в Дзене
sevprostor

•Традиция наливать стакан водки пошла от "помочей", а потом развилась при колхозной советской системе

Оглавление

Вчера я удивлялась, почему до сих пор в России, особенно в деревнях, сохранилась традиция наливать стакан водки в качестве благодарности за помощь или работу. Это ведь уже совершенно неуместно.

Мы же не алкаши тут все, я надеюсь, и водка не является чем-то редким и ценным, чтобы воспринимать налитый стакан как какой-то гостинец. А если алкаши, то тем более не надо поощрять чужие слабости, и не потому что мы такие моралисты, а просто для безопасности и благополучия тех же рабочих, которых стакан не спровоцирует на последующую пьянку и не сорвет все их планы посреди рабочего дня.

Читатели начали рассуждать, откуда пошли корни такой традиции и написали много интересных комментариев. Вот, например, пара мнений. Первое о том, почему в колхозам приходилось "наливать" трактористам:

Надежда

Про тракториста - это было просто больной темой у нас до развала колхозов( Лошади и трактора были только колхозные, вспахать личный огород, 25-30 соток, просили лошадь у бригадира - то есть, сначала ему "уважить" - "Бригадир, бригадир, мохнатая шапка, кто поллитру поднесёт, тому и лошадка"(( - заблажит бригадир, даст лошадь после всех, когда уж земля просохнет - кому хочется?( Потом - ездовой, "начальник лошади" - пахать почти полдня и больше приходится - надо его кормить, а в советское время, продукты "получше"- надо достать( Обычными щами, да картошкой жареной- не обойтись, осудят!(( К хорошему обеду - как же не налить...Ох, квест целый, как сейчас говорят)) Ещё и лошадь надо покормить ...

Потом земли добавили, лёгкие трактора в колхозе появились - тракторист вспашет усадьбу за 15 мин, кормить, слава богу, стало не нужно - а выпить подай. Сознательные берут бутылку - не пьют до вечера, слабоватые - выпивают, гаи по полям не ездит. Очередь большая на вспашку - и вот трактор пашет, около стоит толпа из очереди - стоит пропустить момент - пахаря перехватят с помощью той же бутылки. Тем, кто успевает в первой половине дня вспахать - хорошо, после - тракторист вываливается из кабины - пьянее вина( - Снова иди на утро к бригадиру, записывайся в очередь, бегай за трактором по усадьбам((( Жутко вспомнить((()

Когда колхоз развалился - все боле-менее начальники прихватизировали всю технику и пахать усадьбы и паи стали за деньги - заработок большой - пить некогда.

Они разбогатели, а рядовым жителям стало проще с обработкой земли - нанять и заплатить - никаких бригадиров и бутылок)

Теперь и это в прошлом - у каждого дома стоит мотоблок, а через пару тройку домов - личный лёгкий трактор. Хотя цены на обработку высокие, но с тех, кого нанимаешь и платишь - и качество спросить можно, а не так, как ездового - хоть как-то сковырял и ладно - не нравится, копай лопатой))))

АК К

Скорее всего, это пошло с советских времен, когда деревенские жители для личных нужд были вынуждены привлекать механизаторов из колхоза (водителей, комбайнеров, трактористов и т.д.). В колхозе денег нет или мало, кроме того, услуги эти были нелегальны, поскольку брать деньги за использование колхозной техники - это нарываться на статью УК. Единственный выход для нанимателя - хорошенько накормить работника, и, соответственно, напоить, а еще для полновесности, может, с собой дать бутылку. Водка тоже бывает в дефиците, и продается, опять же, за деньги, но в хозяйстве у каждого найдется самогон. Так и расплачивались. Последствия это имело плачевные, так как и в сенокос, и в жатву трактористы-механизаторы постоянно были бухие. В этом состоянии лезли на технику (надо же продолжать работать), гробили технику и сами гробились. Потом многие спивались, так как привыкали.

Евгения Ж. (izoldashevelis)

Это просто стакан остался от всей традиции. Раньше было, что работники пилят, допустим, бревна на дрова, работы много, считай на день. Вот в обед им и подносили. Это не благодарность сама по себе, а именно в обед входило, типа уважение оказывали. В советские времена сантехники часто брали "магарычом" вместо денег. И ему в магазин не бежать, и чуть дешевле хозяевам вышло. Все довольны.

Действительно, это даже не советская традиция, хотя там она хорошо укрепилась, а старая, дореволюционная


Обычай "наливать стакан" практиковался на так называемых "помочах".

Этот обычай – приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевает справиться самостоятельно, – многим известен и в наши дни. Масштабы его распространения в старину поражают.

Фотография русских крестьян из собрания петербургской Кунсткамеры Вторая половина XIX – начало XX вв.
Фотография русских крестьян из собрания петербургской Кунсткамеры Вторая половина XIX – начало XX вв.

«Помочи бывают к различным полевым работам в жнитве, распашке и пр., если кто захочет поскорее управиться или у кого нет скота или рабочих рук, ставит вино в праздничный день и созывает на помочь, это делают и богачи и бедняки», – писал в 1878 году корреспондент из Дергачевской волости (Новоузенский уезд Самарской губернии).


Тут вот, как мы видим, фигурирует слово "вино". Но совершенно не факт, что это именно вино. Дело в том, что в нашей деревне вином называют любое крепкое спиртное. А у нас тут очень сильны языковые старинные традиции. И я легко могу предположить, что в цитате также имеется в виду не конкретно вино, а любой крепкий спиртной напиток. Пиво же так и называли: пивом.

А вот так процесс "помочей" описал Громыко М.М. в публикации "Мир русской деревни":


"Начинались помочи с приглашения помочан хозяином. Вместо приглашения самим хозяином могло быть и решение общины о проведении помочей в пользу человека, нуждавшегося в коллективной поддержке. В некоторых общинах получение помочи через решение схода считалось делом обычным. ... Охотников выезжать бывает достаточно, потому что помочь без угощения не обходится, да и всякий домохозяин памятует, что и он когда-нибудь сам будет нуждаться в помочи».

Здесь исключением считалось скорее приглашение без участия общины. Но в большинстве описаний помочь по решению схода предстает лишь как мера исключительная: при строительстве погорельцев, в случае внезапной болезни; для поддержки хозяйства вдов, сирот и семейств рекрутов; если у хозяина внезапно пала лошадь. Решением общины могли определяться также поочередные помочи, о которых речь пойдет ниже.

В обычных случаях, как правило, хозяин, затевавший помочь, обходился без согласия схода и адресовался не ко всей общине, а лишь к части односельчан – родственников и соседей. Если предстояло выполнить большой объем работы, приглашали и желающих из соседних селений. С этой целью хозяин или члены его семьи обходили накануне свою или ближние деревни.

Приглашали помочан, как бы уговаривая:

«Пожалуйте к нам кушать хлеба-соли; винца и пивца для гостей будет довольно, только сделайте милость, не оставьте просьбы нашей: помогите нам сравняться с прочими православными в работах наших».

При большой помочи, включавшей жителей нескольких селений, помочане поутру собирались к дому хозяина «подеревенно», артелями.

Их сажали за стол, кормили, обносили пивом и просили пожаловать на работу. Сходились или съезжались нередко и прямо к месту работы (в лесу, в поле, на лугу). Когда работали на дальних лугах или полях, помочан возили туда и обратно на хозяйских лошадях. Это особенно было принято в малозаселенных районах при широком разбросе соседних деревень и их угодий, если только самый вид работ не предполагал участия помочанина со своей лошадью – на перевозке леса, навоза. При сравнительно позднем начале работы (в 9 – 10 часов) каждый завтракал у себя дома. Если же к работе приступали рано и не завтракали у хозяина перед началом, то часов в 8 – 9 на поле привозили завтрак (например, теплый пшеничный хлеб, огурцы, мед или патоку).

Русские типы. №109. Отто Ренар. Колоризованное фото.
Русские типы. №109. Отто Ренар. Колоризованное фото.

Продолжительность работы на помочах в одних районах была четко определена обычаем, в других – менялась в зависимости от обстоятельств. В русских деревнях по реке Тверце в Тверской губернии было принято на «почещине» (так назывались здесь помочи) работать не более полдня; такие же сведения о работе до полудня или до двух часов пополудни есть по Владимирской, Симбирской и другим губерниям. В Сарапульском уезде Вятской губернии (Козловская волость) считалось, что помочан «должно быть столько, чтобы дела им хватило до вечера». Продолжалась обычно трудовая часть помочей до вечера в ряде районов Ярославской, Пермской, Архангельской губерний. Но приглашение помочан на весь день не исключало и более раннего завершения (если закончен весь объем работы).

Г. И. Куликовский, описавший помочи в Вытегорском и Каргопольском уездах Олонецкой губернии, отмечал, что чаще всего они устраивались в праздничные дни после обеда. Если помочь продолжалась с утра до вечера, обед, как правило, доставлялся хозяином к месту работы.
Хозяин был любезен и приветлив с помочанами. Он не мог принуждать, указывать, кому, как и сколько работать. Крестьянская этика исключала также замечания хозяина, если чья-либо работа ему не нравилась. Он мог лишь просто не пригласить такого человека в следующий раз к себе на помочь. Угощать помочан должен был обязательно сам хозяин или кто-то из его семьи; другие варианты считались обидными.


В общем, как мы видим, угощение всегда было формой оплаты за чужую помощь. Уместно это было в тех обществах, где денег у людей было мало, и поэтому все предпочитали натуральный обмен (услугами, товарами, рабочими руками). В наше время уже гораздо проще оплатить любую работу деньгами, а стакан водки (прочее угощение, как мы видим, со временем отвалилось) уже совершенно ненужный метод привлечения работников, оставшееся как рудимент от времен "натурального обмена".

Информацию о помочах я нашла тут.