Найти в Дзене
Деревенский дед

Что стояло за бескорыстной помощью монгольского народа Советскому Союзу в годы войны

Говоря о масштабной и бескорыстной помощи монгольского народа Советскому Союзу в годы войны (моя публикация Воспоём оду нашему недооценённому союзнику в войне с фашизмом!), почему-то сразу приходит на ум древняя персидская мудрость: «Даянье, коему ты знаешь цену, сродни не благостыне, но обмену».

К чему это я? Выражая искреннюю признательность монголам за содеянное, всё-таки позволю себе усомниться в том, что эта помощь была бескорыстной (здесь речь не о формально-материальной стороне), продиктованной велением сердца монгольского народа, а не политикой правящей верхушки. Это был своего рода знак благодарности и признательности своему могущественному северному соседу, помогшему сохранить монголам их территориальную целостность и независимость во время японской агрессии. А ещё знак подтверждения своей политики на сохранение дальнейшей верности и преданности Советскому Союзу.

Помощь по принуждению или зову сердца? Фото https://sibnarkomat.livejournal.com.
Помощь по принуждению или зову сердца? Фото https://sibnarkomat.livejournal.com.

Монголы прекрасно осознавали, что без покровительства СССР им не выстоять. И были готовы платить за это любую непомерную цену. Поскольку войсками в годы Великой Отечественной Монголия помочь нам не могла, то она сосредоточилась на материальной поддержке, с потрясающей скоростью производя и отсылая всё, что могла дать страна скотоводов.

Не будем также забывать, что вплоть до распада СССР социалистическую Монголию воспринимали как нашу неофициальную семнадцатую республику. При этом та длительное время не теряла надежду стать таковой и всячески стремилась интегрироваться в Советский Союз. Помощь в годы войны можно считать частью этой политики. Но в 1920-1930-ые годы это не состоялось по геополитическим причинам (Монголию видели буферным государством на случай конфликта с Китаем или Японией), а после Второй мировой войны - чтобы не «раздражать» своего стратегического партнёра Китай, никогда не признававшего независимость Внешней Монголии. В общем, монголам не повезло - они так и остались заложниками ситуации…

Анализируя взаимоотношения двух стран (особенно в довоенный период), можно отметить, что в них не всё было так гладко, более того, - по ряду принципиальных вопросов имелись серьёзные расхождения. И советские правители были намерены решать их только с позиции удовлетворения собственных военно-политических интересов, и только силовым методом.

Вспомним предысторию. К 1937 году обстановка на азиатских рубежах СССР из-за претензий Японии к Монголии была накалена до предела. А после заключения германо-японского «антикоминтерновского пакта» вооружённый конфликт на Дальнем Востоке стал вопросом времени. Небольшая и слабая Монголия (её армия насчитывала около 18 тыс.человек), прикрывавшая с юга территорию СССР, была беспомощна перед мощной Квантунской армией. С началом японско-китайской войны стало понятно, что ей не уцелеть в этой мясорубке. В таком случае японцы выходили прямиком к нашим границам.

С августа 1937 года по январь 1938 года в Монголии был нанесён сокрушительный удар по буддийскому монашеству: было репрессировано более 8 тыс. лам, из которых около 6 тыс.  казнены. Фото https://gia.gov.mn.
С августа 1937 года по январь 1938 года в Монголии был нанесён сокрушительный удар по буддийскому монашеству: было репрессировано более 8 тыс. лам, из которых около 6 тыс. казнены. Фото https://gia.gov.mn.

Единственным выходом в такой ситуации и сдерживающим фактором стало бы присутствие в МНР советских войск. Однако высшее руководство республики было против подобного шага, и тогда Советский Союз сделал ставку на рвавшегося к единоличной власти Х. Чойбалсана (тот был тогда заместителем премьера). Разработанный советскими чекистами сценарий для того периода был традиционен: правительство Монголии было обвинено в заговоре в пользу Японии и подвергнуто репрессиям, основательным «чисткам» подверглось и высшее армейское командование. А для СССР эта ситуация стала предлогом для ввода войск в соседнюю братскую республику.

Из частей Забайкальского военного округа была создана группа усиления монгольской армии под командованием будущего маршала И.Конева. К октябрю 1937 года на территории МНР было сосредоточено более 30 тыс. бойцов и командиров Красной Армии, тысячи ручных и станковых пулеметов, сотни орудий, 280 бронемашин, 265 танков, на аэродромах и посадочных площадках базировалось 107 самолётов. Их появление на монгольской земле изменило стратегическую обстановку во всём регионе: в случае войны (а в её возможность верили и в Москве, и в Улан-Баторе) эта сила была способна дать начальный отпор любому агрессору.

Чойбалсан с Жуковым обсуждают стратегию совместной борьбы с внешним врагом. Фото https://updown.mn.
Чойбалсан с Жуковым обсуждают стратегию совместной борьбы с внешним врагом. Фото https://updown.mn.

В начале 1939 года в Монголии прокатилась вторая волна «чисток» по образцу и подобию ежовско-бериевского НКВД, идейным вдохновителем и организатором которых был «монгольский Сталин» Чойбалсан, получивший информацию о якобы заговоре в военном руководстве. Есть предположение, что в Монголии повторился сценарий советского варианта 1937 года, когда группа высшего командного состава РККА во главе с Тухачевским выступила с требованием убрать с поста наркома обороны Ворошилова из-за его некомпетентности.

Любопытно, что после двадцатого съезда вместе со сталинским культом личности был подвергнут политической обструкции и легендарный маршал Чойбалсан, точно так же выкинутый из мавзолея...
Советских и монгольских воинов всегда связывала братская дружба. Фото https://orientalist-v.livejournal.com.
Советских и монгольских воинов всегда связывала братская дружба. Фото https://orientalist-v.livejournal.com.

О событиях в монгольской столице незамедлительно было сообщено в Москву. Берия посоветовал замминистра внутренних дел МНР оперативно отреагировать на имеющуюся информацию. 26 января Чойбалсан созвал совещание начальствующего состава, на котором был арестован начальник политуправления Монгольской народно-революционной армии Найдан, а в ночь на 1 февраля были арестованы все остальные военные «заговорщики». Тем самым в 1937-1939 гг. монгольская армия лишилась около 80% командного состава. Это было катастрофой для страны. По сути, действовавший по указке Кремля Чойбалсан обезглавил армию и позволил оккупировать свою страну.

Чойбалсан принимает советскую военную делегацию накануне войны с Германией. Фото https://orientalist-v.livejournal.com.
Чойбалсан принимает советскую военную делегацию накануне войны с Германией. Фото https://orientalist-v.livejournal.com.

Вслед за военными пришла очередь и правительства. Вскоре с 28 ближайшими помощниками-министрами был арестован премьер-министр Амар. Судьба всех оказалась трагичной: их вывезли в Москву (!) и посадили в нашу тюрьму, где два года они ожидали своей участи. После начала войны с Гитлером, понимая, что дальше тянуть нельзя, Военная коллегия Верховного суда СССР в июле 1941 года приговорила подданных другого государства (!) к расстрелу.

Сегодня на бывшем спецполигоне НКВД «Коммунарка» установлен вот такой памятный знак репрессированному монгольскому правительству. Фото https://kulturologia.ru.
Сегодня на бывшем спецполигоне НКВД «Коммунарка» установлен вот такой памятный знак репрессированному монгольскому правительству. Фото https://kulturologia.ru.
При подготовке данной публикации использованы материалы интернет-портала «Совершенно Секретно»

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!