Найти тему
Ольга Осипенко

Причина плохого поведения ребёнка часто кроется не в воспитании

Оглавление

Когда Ване был год, я поняла, что с его поведением что-то не так. Хотя ребёнок был здоров. Он был слишком невнимательный, активный, чересчур тактильный (все трогал и пробовал ртом). Мои интуитивные поиски привели меня к понятию «сенсорная интеграция». И тут все встало на свои места. Я увидела, что у ребёнка тактильный, вестибулярный, проприоцептивный поиск. То есть, он пачкается, набивает рот едой, налетает на диван и постоянно заворачивается в одеяло не потому, что плохо воспитан, а потому что его организм просит дополнительной нагрузки.

В прошлом году я закончила курс по теме «Сенсорная интеграция», и теперь мне легче помогать мамам, когда я вижу, что с поведением ребёнка какие-то проблемы. 

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущения тела, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

По сути, это «устройство» для обработки ощущений. А с учётом того, что первые семь лет жизни считаются периодом сенсомоторного развития, то все развитие малыша идёт за счёт этой обработки ощущений. И если эти процессы идут в норме, то после семи лет ребёнку проще формировать социальные и ментальные навыки. 

Конечно, когда мы проводим диагностику (а во многих вопросах мама сама может провести диагностику развития ребёнка), то должны исключить действительно воспитательные моменты, например, проблемы с привязанностью или крайние проявления авторитарного и попустительского стилей воспитания. 

Самые распространённые проблемы касаются как раз тех тех систем, которые я перечислила выше- тактильная, вестибулярная и проприоцептивная.

Если у ребёнка сенсорный поиск по части тактильной системы - то нужно проводить больше игр с водой, песком, красками. Не ругать за то, что ребёнок рисует на себе. Бывает, то дети, наоборот, боятся пачкаться. Значит, и тут не действуем через силу, а подключаем игровые моменты и связываем занятие с чем-то радостным. 

Если есть проблемы с вестибулярной системой - то ребёнку все время хочется крутиться на каруселях и качаться на качелях, куда-то залезать. Есть, наоборот, дети, которых не загонишь на детские площадки. Здесь тоже помогает наблюдение за малышом. И помощь в удовлетворении сенсорного поиска. 

Проприоцепция-это мышечное чувство. И если ребёнок намеренно налетает на предметы, толкается, набивает рот едой- то ему необходима нагрузка на мышцы.

С помощью каких игр помочь ребёнку - рассказывала в статье. Продублирую ее отельным постом. 

Ведь помогать работать сенсорным системам нужно даже тем детям, у которых нет явных нарушений. 

А пока просто отметить для себя - есть ли особенности поведения ребенка по тем параметрам, которые я перечислила выше? Не пытаетесь ли вы «переделать» малыша?

Если вы понимаете, что нужно углубиться в тему сенсорной интеграции, то предлагаю ознакомиться с книгами. И ждать следующего поста с примерами игр. 

Книги по теме «Сенсорная интеграция»

  1. Николай Бернштейн «О ловкости и её развитии» (есть в файлах на канале Телеграм)
  2. Э. Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция» (есть в файлах на канале Телеграм)
  3. Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге»
  4. О.Ефимов «Педагогика, изменяющая мозг» (там лишь раздел про сенсорную интеграцию, но в целом книга классная)
  5. Банди, Лейн, Мюррей: Сенсорная интеграция. Теория и практика 

Еще раз дублирую ссылку на статью с играми, которые помогут наладить сон и поведение.

Мой Телеграм канал