Люблю разбирать интервью в отрасли. Особенно от именитых коллег. Из них можно почерпнуть очень многое, на самом деле, поэтому сегодня предлагаю обсудить основные тезисы из интервью Виталия Ванцева РБК. К Виталию Анатольевичу нужно прислушиваться, человек проявил себя не только как крепкий хозяйственник, но и во многом пионер, ведь он приложил руку к первому отечественному лоукостеру Скай Экспресс, а также к региональному лоукостеру Азимуту, который показывает максимальную эффективность в использовании Сухих Суперджетов. А потому – поехали.
«Теперь Москва является не транзитным узлом, а конечным пунктом назначения. Отсюда уже некуда летать»
Ну здесь Виталий Анатольевич загнул. Естественно, количество направлений из аэропортов Московского авиаузла сократилось. Выросло и количество прямых рейсов между городами. Однако для небольших городов и Дальнего Востока значение Московского авиаузла сложно переоценить. А если рассматривать Москву с остальными видами транспорта, в том числе автомобильным и железнодорожным, то это мнение уже выглядит неоправданно категоричным.
Кстати, я бы применил отличный китайский подход – на подступах к Москве и организовывал определенные транспортные узлы, когда совместно расположен авто, аэро и железнодорожный вокзал. В этом случае будет максимальное удобство для путешественников.
«В летний сезон до 40% внутренних воздушных линий у Московских аэропортов составляли южные направления. Симферополь, Краснодар, Анапа, Ростов и. т. д. В данной ситуации мы же понимаем, что этого потока уже не будет».
Никто не знает, когда откроется летний сезон. Однако в любом случае, уже не будет той глубины продажи, так как большинство уже скупило билеты на поезда. Опять-таки – недоработка. Не хватает билетов авиа+авто и авиа+жд. Мосжно было бы организовывать рейсы до Волгограда с последующей пересадкой на автобусы, что явно нашло бы своего клиента. Раньше так делала Победа в Европе при полётах в Братиславу. Практика хорошая, я бы и сам воспользовался, чем вручную стыковать какие-то маршруты или покупать билеты на долгие поезда. Опять-таки, перевозчики не думали об этом, хотя это позволило бы немного отобрать клиентов у железной дороги.
Ну а вектор полётов с югов сместился и в ТОПе у аэропортов Моксовского авиаузла замаячили Калининград и Казань, куда многие с удовольствием летают на выходные. А на югах по-прежнему в лидерах Сочи, Минеральные Воды и Махачкала.
«Наверное, для каких-то бизнесов текущая ситуация – это окно возможностей. Но для аэропортового бизнеса – это трудное время, которое нужно пережить.»
Действительно, сейчас у производств реальный подъём, причём у большинства. Проседания у туризма и авиаотрасли. Но текущий кризис не для всех аэропортов сложен. Например, для Сочи и Минеральных Вод это тоже время возможностей. Больше сотни рейсов в сутки в Сочи это отличный показатель. Дальневосточные и сибирские аэропорты особо не заметили разницы, так как внутренние рейсы в них являются большинством. Насчёт возможностей пережить – нужно пересмотреть сам функционал аэропортов. Попробовать опыт иных стран. Авиакомпании сейчас вполне комфортно себя чувствуют, так как пока лизинг не выплачивается, а демпфер на топливо позволил заправляться на копейки. Хотя Аэрофлоту откровенно хреново, например, как и Нордвинду, АВС, Роял Флайту и многим другим. Плюс непонятки, как жить дальше. Но пока я бы не сказал, что все ужасно.
«Мы надеемся, что за год-два в России освоят технологии по ремонту горячей части двигателя SaM146.»
Кстати, резонное замечание. Про ПД-8 все говорят, а про Сэмы молчок. Что-то делается в этой части?
«В следующем году все авиакомпании должны готовиться выживать сами.»
Вопрос во вводных. Выживать сами – это же, правда, включая субсидирование по старым программам? А то отрасль опять оптимизируется, а с учётом отсутствия международки нам и 95 год покажется сказкой.
«Я надеюсь, что восстановление перевозок пойдёт потихонечку, начиная с весенне-летнего расписания следующего года».
Если брать март, то оно уже пошло. Если брать вообще, то хрен его знает. Всё зависит от открытия южных аэропортов. Я прогноз давал на 16 мая, другой даты у меня нет пока.
«В этом году я бы думал не о банкротствах перевозчиков, а о каких-то слияниях. Это может произойти, чтобы перевозчики более эффектно эксплуатировали существующий флот в условиях ограничений.»
Велика вероятность не банкротств, а закрытия. Особенно тех, кто завязан на международку. Например, АВС, Роял Флайт. Насчёт слияний – возможно. Но это должен быть контролируемый государством процесс, чтобы не вырастить монстров.
«Ограничения по техподдержке флота ожидают нас на протяжении следующих пяти – шести лет.»
Я бы сказал, что это слишком оптимистично, если речь идёт о зарубежной технике и крупных узлах. С мелочевкой вопрос решат намного быстрее, причём не за счёт снятия ограничений. Что касается отечественной техники. То это вопрос пары лет в основной номенклатуре.
«До тех пор, пока не начнут массово производиться МС-21 – минимум 50 машин ежегодно, мы будем жить в ситуации дефицита провозных емкостей.»
Сейчас нет дефицита провозных емкостей. МС-21 закроет только один сегмент. Где CR929?
«Если мы (все российские авиакомпании) в этом году перевезём 70 млн пассажиров, это будет великолепный результат.»
Поддержу без комментариев.
«Нестрессоустойчивым людям в авиации делать нечего. Сам по себе бизнес такой, что каждую минуту может что-нибудь произойти. Учитывая, что мы отвечаем за большое количество жизней, причём на любом фронте своей работы в авиации, это изначально достаточно серьёзный стресс».
Ну не только авиация. Сейчас любой капиталоемкий бизнес в такой ситуации. Девелопмент, торговые центры, туриндустрия, автобизнес, нефтехимия, агропромышленность. Нестрессоустойчивым людям нечего делать в менеджменте.
«Жизнь бизнес-авиации сохраняется. Но если в прошлой жизни во Внуково-3 было 120-130 ежедневных рейсов, сегодня – 30-40 рейсов. Это преимущественно рейсы по России».
Эти ребята быстрее оклемаются. Здесь исчезли западные рейсы в основном. Спустя какое-то время их места займут другие. Но как и раньше нужно подождать.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.