Найти тему
Batyrev.Camp

Самостоятельность ребёнка

Оглавление

Дети узнают о мире зачастую опытным путём. По нашим наблюдениям, гиперответственные родители расценивают этот способ познания как «это опасно» / «это вредно» / «это неправильно». Такое взаимодействие приведёт в лучшем случае к беспомощности ребёнка, в худшем — к тревожному расстройству и фобиям.

Чтобы снизить тревогу, родителю важно понять: здоровая самостоятельность не равно бесконтрольность. Нужно найти золотую середину, где ребёнок не предоставлен только сам себе, но и не задушен родительским контролем. Научитесь чувствовать, где ваш контроль полезен, а где пагубен.

К примеру, помогать первокласснику собирать ранец — хорошо. Но при условии, что вы это делаете не в одиночку, а вместе с ребёнком и задаёте ему вопросы, которые научат самоконтролю: «Давай проверим, всё ли мы сложили. Завтра первый урок — чтение. Посмотри , учебник и тетрадь на месте?»

Ваша задача — давать ребёнку больше самостоятельности постепенно. Как бы по нарастающей. В третьем классе уже можно полностью отказаться от идеи собирать ранец вместе с ребёнком. Даже если он забудет краски на урок рисования — ничего страшного, это его опыт. Ребёнку придётся искать выход из ситуации: просить краски у соседа по парте, объясняться с учителем. Он поймёт, что в следующий раз ранец нужно собирать заранее и тщательно.

Не впадайте в крайности

-2

В погоне за самостоятельностью ребёнка родитель может допустить другую ошибку. Например, скажет первокласснику: «Твой ранец — это твоя ответственность, справляйся сам». Ребёнок на разных этапах взросления может просто не знать и не понимать каких-то вещей. И, сталкиваясь с новыми задачами, он либо начнёт испытывать сильный стресс, либо отнесётся к ним халатно. Поэтому важно не пускать взросление ребёнка на самотёк, а сохранить в этом процессе долю здорового родительского контроля. Давать подсказки и рассказывать о личном опыте, когда это необходимо.

Без основ никуда

В прошлой статье мы говорили о том, как эффективно выстраивать процесс обучения. Чтобы ребёнок стал самостоятельным, ему необходима база — хорошая память, развитое внимание, владение образовательными технологиями. Это позволит ему справляться с любыми задачами легко и быстро, без помощи родителей.

Что делать с прокрастинацией ребёнка?

-3

Если ребёнок не может оторваться от компьютера или телевизора и сесть за уроки, то поможет договор. Этот инструмент — палочка-выручалочка в вопросе детской самостоятельности. Договор с ребёнком может выглядеть так: «Ты выполнишь всё домашнее задание на завтра — тогда сможешь вечером поиграть в компьютер». В идеале договор должен содержать следующие пункты:

– Вознаграждение
– Неустойку
– Сроки выполнения
– Критерии выполнения

Обратите внимание на пункты «вознаграждение» и «неустойка». Продумайте их вместе с ребёнком. Это должно быть чем-то, что важно и желанно не вам, а в первую очередь ему.

Помогая ребёнку развивать самостоятельность, вы облегчаете жизнь не только ему, но и себе. Стресс снижается, а по вечерам появляется больше свободного времени для личных дел.

Для тех, кто дочитал статью до конца, мы приготовили бонус — экспресс-курс по детской мотивации от наших друзей из Advance. Забрать подарок можно здесь