Видеоверсия этой статьи уже доступна на нашем YouTube-канале
В это сложно поверить, но еще 30 лет назад не существовало никакой «Большой немецкой тройки». На вершине олимпа были Мерседес и БМВ, задававшие, как сейчас бы сказали, тренды и являвшиеся безоговорочным воплощением автомобильного совершенства. Ребята из Штуттгарта, как водится, отвечали скорей за комфорт, а их коллеги из Мюнхена пропагандировали спортивный нрав. Ауди же, принадлежащая всемогущему концерну Фольксваген, вплоть до 90-х годов делала пусть и очень добротные, но в целом невзрачные автомобили.
Ауди 80 поколений B1 и B2 представаляли собой фактически перелицованный VW Passat. Флагманская Ауди 100 C3, по сути игравшая в одном классе с Мерседесом W124 и BMW 5 E28 (а затем и E34) была весьма успешной, сумев даже получить титул Car Of The Year в 1983 году. Это был большой и очень комфортный автомобиль - во времена моего детства, которое пришлось на рубеж тысячелетий, таких было полно в белорусских таксопарках, а также у хороших знакомых моих родителей. На той машине мы однажды и отправились в какое-то не очень далекое, но очень запоминающееся путешествие - тогда «Сигара» казалась мне каким-то межгалактическим корбалем на фоне Жигулей и Волг. И все же, Мерседес и БМВ играли в другой лиге и Фольксвагену пришлось хорошенько попотеть, чтобы заставить эту парочку потесниться там, на вершине.
Одной из проблем было то, что все Ауди имели такой современный, но такой «не премиальный» передний привод. Тогда его преимущества были очевидны для небольших и недорогих авто, но не для машин, метящих в высшую лигу. Однако, просто взять и перевести весь модельный ряд на заднеприводную архитектуру было бы слишком просто и банально. И в Ауди закипела работа.
Первым результатом этих усилий стала легендарная Audi Quattro, перевернувшая с ног на голову весь автоспорт и раллийный мир в частности.
Принесший марке кучу титулов, фирменный полный привод Quattro стал именем нарицательным и ключевой «фишкой» перезагруженного бренда. Почти сразу же его получили в свой арсенал «Восьмидесятки» и «Сотки» того времени.
Однако спортивных побед и хитрого полного привода было недостаточно, чтобы на равных тягаться с именитыми земляками. По-этому в 88 году ингольщтадцы сначала представили Ауди V8, представлявшую собой ту же модифицированную и нафаршированную под завязку «Сотку», а затем в 1990-м новое поколение последней - С4, вплотную приблизившуюся к признанным грандам.
Наконец, контрольный выстрел прозвучал в 1994-м — первая Audi A8 уже не только ни в чем не уступала Мерседесу S-класса и «Семерке» БМВ, но и во многом превосходила их за счет полностью алюминиевого кузова, который давал минимум 200 кг форы любому из конкурентов своего времени. Тройка наконец стала Тройкой.
Надо отдать должное Audi - создав наконец имидж роскошного и высокотехнологичного производителя, компания не забыла и про свой спортивный потенциал.
Логичным развитием идей эпохальной Quattro стала линейка S - в 1990-м появилась S2 на базе модели 80 B4, а затем и S4, представляющая собой уже упомянутую заряженную «Сотку» С4. Это были быстрые и комфортные авто, однако аппетит, как известно, приходит во время еды, и в Ауди всерьез вознамерились не только разгромить AMG и M-версии своих конкурентов, но и навязать бой самой Porsche!
Но… вместо того, чтобы строить свое «оружие» с нуля, они поступили мудро - взяли… и объединились со своим «врагом»! Новую модель было решено разрабатывать и производить в тесном сотрудничестве с Porsche. Ауди был необходим богатый опыт постройки спортивных авто, а Порше в то время остро нуждалась в дойчмарках. В результате, машина, получившая имя RS2, встала на конвейер Порше в Цуффенхаузене уже после того, как Мерседеспровернул нечто подобное со своим не менее легендарным 500E, сборка которого происходила на том же заводе.
Однако Ауди не была бы Ауди, если бы (снова) не придумала что-нибудь этакое. Ведь несмотря на то, что в то время так называемые «волки в овечьей шкуре», то есть с виду почти стандартные, но «заряженные» внутри автомобили, были еще в диковинку, сверхмощные седаны вроде BMW M5, Opel Lotus Omega (о котором обязательно будет отдельный выпуск) или того же 500E уже вовсю бороздили немецкие автобаны. «Что может быть круче?» - подумали немецкие инженеры и, немного почесав затылки, решили: «Пусть новая модель будет универсалом!»
В итоге, мало того, что технически RS2 Avant ничем не уступала лучшим суперкарам своего времени, так еще и ее бешеный темперамент становился полнейшей неожиданностью для тех же 911-х или Ferrari. В лучших традициях «слиперов», внешне авто выдавали лишь детали - диски, зеркала заднего вида а также повторители поворотов в переднем бампере были взяты от Porsche 911поколений 964 и 993. Сам бампер был сделан специально для этой модификации. Сзади отличительной чертой была панель, визуально соединявшая задние фонари в одно целое и измененный задний бампер.
Отдельно стоит упомянуть эксклюзивный синий цвет «RS Blau». Конечно, для RS2 предлагали и другие цвета, а сам «RS Blau» позже стал доступен и для гражданских моделей Ауди, но, появившись тогда, в 1993 году, данный колер остается фирменным для самых мощный версий «Четырех колец» и поныне.
В салоне счастливого владельца ждали спортивные сиденья Recaro с развитой боковой поддержкой, предлагавшиеся как с традиционной черной кожанной обивкой, так и оригинальной синей алькантарой. Отличительной особенностью этой ракеты были также спортивный трехспицевый руль и белые шкалы приборов. Между тахометром и спидометром располагался маленький экранчик бортового компьютера, который мог показывать простейшие значения - запас топлива, средний расход, среднюю скорость, дальность хода и т.д. Кроме того, дополнительные приборы примостились в нижней части торпедо, а один был вовсе интегрирован в центральный дефлектор системы вентиляции. Боевое настроение также создавали вставки из карбона на передней панели и дверях.
Необычно решен включатель/выключатель фар. Вместо традиционного для большинства немцев круглого переключателя слева от руля, в RS2светотехникой заведовал отдельный небольшой рычажок рядом с более крупным переключателем поворотников. Такое же решение позже применялось и на Audi A4 B5, пришедшей на смену «Восьмидесятке», а также некоторых других моделях.
Разумеется, сегодня такой авто никому не придет в голову использовать каждый день. Однако в середине 90-х немаловажным был тот факт, что сохранив практичный кузов от Audi 80 B4 Avant, RS2 обладала всеми вариантами трансформации салона, доступными донору - здесь была шторка, «курятник», и задние сиденья, складывавшиеся в пропорции 60:40. В совокупности с мощнейшим мотором и полным приводом это делало RS2идеальным транспортом для путешествий в Альпы всей семьей. Тем не менее, шибко просторным салон не назовешь, особенно на заднем ряду - все-таки раньше машины были куда меньше.
Однако, гораздо важнее была техника - под капотом безумного «сарая» разместили рядный пятицилиндровый турбодвигатель с распределенным впрыском, состыкованный с 6-ступенчатой механикой. Поскольку в США автомобиль официально не поставлялся, «автомат» не предлагался даже за доплату. Разумеется, машина оснащалась фирменным постоянным полным приводом Quattro с центральным дифференциалом Torsen и задним дифференциалом с электронной блокировкой. Мотор развивал 315 л.с. и катапультировал универсал с места до 100 км/ч за 5,4 секунды - результат, достойно выглядящий и сегодня. Спустя еще 16,8 секунд стрелка спидометра показывала уже 200 км/ч. Однако на истинный статус модели указывает другая величина - с места до 30 миль/ч (48,2 км/ч) машина выстреливала за 1,5 секунды, что делало ее в этом диапазоне быстрее, чем McLaren F1 - самую быструю машину своего времени! Останавливали этот полет 4-поршневые тормоза на всех колесах. Интересно, что, несмотря на то, что тормоза были сделаны Brembo, на RS2 они гордо несли имя Porsche. Как видите, маркетинг изобрели не вчера… При стандартном диаметре передних тормозных дисков 302 мм, за доплату предлагались увеличенные до 322 мм механизмы.
Если открыть капот, в глаза снова бросится заветный бренд. На двигателе RS2нет никаких очевидных свидетельств принадлжености к Audi, зато на головках блока крупным шрифтом выгравировано «POWERED BY PORSCHE». Имидж прежде всего… Даже на табличке с VIN-номером можно найти надпись Audi/Porsche RS2. Не удивлюсь, если на этом автомобиле надписей Porsche больше не только, чем надписей Audi, но и чем надписей Porsche на любом Porsche).
Впрочем, не станем спорить с правомерностью такого подхода - маленькая на тот момент, но гордая и титулованная фирма из Штуттгарта действительно внесла весомый вклад в доработку стандартного универсала Audi 80 Avant. В частности, несмотря на то, что мотор объемом 2,2 л. имел фирменную пятицилиндровую схему Ауди и в менее мощных версиях устанавливался на многие модели марки, инженеры Порше его существенно доработали. Был установлен более крупный интеркулер и турбина увеличенного размера. Блок управления двигателем также был другим, как и усиленный коленвал - столь высокую мощность надо было как-то переваривать. Кстати, что интересно, помимо высоких показателей эффективности, данная силовая установка славилась еще и своей высочайшей надежностью.
В лучших традициях старых турбомоторов, характер этого двигателя почти никак себя не проявлял до 3000 об/мин. Зато в диапазоне между 3000 и 6000 об/мин RS2 готова была рвать и метать, не оставляя шансов остальным участникам дорожного движения. Достаточно легкая по современным меркам и, традиционно для авто немецкого происхождения, стабильная на трассе, модель также отличалась прекрасной управляемостью. Ведь помимо мотора, была серьезно доработана подвеска - она стала жестче и спортивнее
Ходят слухи, что даже само имя «RS» было предложено Порше, которая сама называла так свои «заряженные» модели. Впоследствии, как мы уже знаем, эта идея вылилась в целый бренд, под которым Ауди выпускает свои самые мощные авто и поныне.
Гены Порше прослеживаются везде. Иногда даже хочется упрекнуть владельца в «колхозе». Взять, например, литые диски. На Порше 911 Turbo, от которого они взяты, задние колеса шире передних. На RS2 же фактически установлены 4 передних диска от нее - ширина всех колес одинакова. И это стандартное оснащение, обусловленное особенностями полного привода Quattro, а не упущение или «доработка» нерадивого хозяина.
Еще одна любопытная деталь - несмотря на то, что среди немецких производителей принято ограничивать скорость на уровне 250 км/ч, здесь ограничитель отсутсвовал, благодаря чему полет обрывался только на отметке в 262 км/ч. В результате, взяв на борт до 5 человек и 370 литров поклажи, такой Авант был способен обставить почти все суперкары своего времени, включая Ferrari 456 с V12 под капотом, не говоря уже про обычные рядовые седаны и универсалы. Позже свои сверхмощные универсалы уже вовсю делали и Мерседес, и БМВ. Затем всех их практически вытеснили сверхмощные кроссоверы, однако услышав словосочетание «заряженный универсал», на ум скорее всего придут именно Аванты Кваттро от Ауди.
Дебютировав на автосалоне в Лондоне в 1993 году, модель поступила в продажу в марте 1994-го и уже в мае 1995-го была снята с производства. За этот недолгий срок было продано 2908 машин. При стоимости в районе 120 000$ (В 1994 году. За универсал Ауди.) это было достаточно предсказуемо.
При таком тираже говорить о рыночной стоимости RS2 сегодня фактически бессмысленно. Если лет 10 назад еще можно было найти пару штук в Европе за несколько десятков тысяч долларов, то сейчас RS2 в широкой продаже просто отсутствуют даже на родине в Германии! Фактически, это уже полноценная коллекционная редкость, которая дешевле уже не станет. Особенно в хорошем состоянии и особенно фирменного синего цвета «RS Blau», который в совокупности со смелыми техническими решениями и незаурядным набором качеств, наконец вознес марку Audi на пъедестал, которого она заслуживет - туда, где раньше неизменно властвовали Mercedes и BMW.
Кузовные детали на все авто мира: https://cargasm.ru/catalog/
Аксессуары Cargasm: https://cargasm.ru/catalog/aksessuary/
Проверенные СТО: https://cargasm.ru/sto/