Евробюрократам удалось наконец пробить шестой пакет антироссийских санкций, имеющий, главным образом, нефтяную составляющую. В роли возмутителя спокойствия в рядах Евросоюза выступила Венгрия, которая долго противилась нефтяному эмбарго и требовала от Брюсселя учета её интересов.
Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен еще в начале мая разрекламировала готовящиеся санкционные меры, включающие отказ от поставок сырой нефти и нефтепродуктов из России, отключение от SWIFT Сбербанка, запрет на вещание в Европе трёх российских телеканалов, а также новые персональные рестрикции. Можно сказать, что воинственная Урсула одержала очередную победу на полях санкционных сражений, но как бы она не оказалась пирровой.
Споры вокруг шестого пакета (не в пример предыдущим) неприлично затянулись и пришлось его принимать в усеченном виде. Запрет касается морских поставок нефти, но Венгрия, Словакия и Чехия выбили себе право и дальше получать её через южные ветки нефтепровода "Дружба". Власти Германии и Польши добровольно отказались от поставок по нефтепроводу, видимо, "из личной неприязни" к России. Глава Европейского совета Шарль Мишель триумфально заявил, что новые ограничения немедленно затронут 75% импорта нефти из России, а к концу года и все 90%, "сокращая огромный источник финансирования её военной машины".
Нефть и нефтепродукты, как и прежде, являются ключевым источником экспортной выручки в России. По итогам прошлого года на их долю пришлось $180 млрд или почти 37% всего товарного экспорта, тогда как экспорт природного газа принёс $64 млрд. При этом в 2021 году страны Евросоюза импортировали объёмы сырой нефти и нефтепродуктов из нашей страны на $70,8 млрд. В агентстве Bloomberg подсчитали, что из-за согласованного Евросоюзом частичного эмбарго на российскую нефть потери страны составят около $22 млрд в год: около $10 млрд из-за запрета на морской экспорт и еще $12 млрд в связи с нежеланием Германии и Польши получать черное золото по северной ветке нефтепровода "Дружба".
Каждая возможность нанести удар по финансовым интересам России доставляет европейским политикам нескрываемую радость. Так, президент Франции Эммануэль Макрон назвал новый пакет санкций историческим, поскольку он позволит устранить зависимость от российской нефти как можно скорее. Единственное, что вводит их в уныние: ЕС не может запретить России продавать нефть третьим странам, в том числе на весьма перспективный азиатский рынок.
Как заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, они не настолько могущественны и не во власти Евросоюза предотвратить, чтобы "Россия продавала свою нефть кому-то еще". Зато ему греет душу тот факт, что по мере сужения европейского рынка Москве придётся искать новых покупателей и снижать цены. Видимо, в экономических советниках у лидеров Евросоюза сплошь одни дилетанты. Ведь грубым санкционным давлением они дестабилизируют мировой нефтяной рынок, разрушают налаженные логистические цепочки поставок, искусственно создают дефицит, что в итоге толкает цены на углеводороды вверх. Российские эксперты полагают, что даже в условиях поставок российской нефти с дисконтом выручка не упадёт и может даже вырасти.
Сразу после объявления о согласовании шестого пакета санкций стоимость нефти марки Brent и WTI выросла до 122 и 117 долларов за баррель соответственно. Если так будет продолжаться и дальше, то цены на нефть могут подняться до уровня $150-200. Европейские компании в полной мере ощутят на себе рост цен на энергоресурсы, повышение расходов на производство продукции и потерю конкурентоспособности. Пока европейские лидеры самозабвенно бьются над задачей истощения возможностей России по финансированию её "военной машины", само функционирование экономики ЕС может оказаться под вопросом.