Вопрос вынесенный в заголовок статьи возник с подачи одной моей читательницы. Я обещал подумать над ним. Ниже – результат моих размышлений, ни в коем случае не претендующий на то, чтобы стать истиной в последней инстанции. Если у вас также есть идеи на этот счет, прошу излагать в комментариях, оставаясь, конечно, в рамках вежливой и цивилизованной дискуссии.
Русский национальный характер, как мне кажется, формировался несколько иначе, чем европейский. Виной тому несколько факторов: резко континентальный климат, с долгими снежными и холодными зимами и коротким, но плодородным летом. Большие территории. Значительные природные богатства для сравнительно малочисленного населения. Леса, которые могли укрыть во время опасности. И – граница с Полем, с кочевниками от которых исходила постоянная опасность набегов. Так сформировались такие черты, как долгие периоды пассивности, долготерпение (зима) вкупе с бьющим через край энтузиазмом авральных усилий, самоотверженной мобилизацией всех сил (страда): «русские долго запрягают, но быстро ездят». Накопление больших богатств становилось бессмысленным под угрозой набегов беспокойных соседей, когда приходилось спасаться с минимумом скарба, поэтому русские оценивают человека скорее по его духовным и душевным качествам, нежели по благосостоянию. Большие просторы, богатая природа, и постоянная опасность породили такие противоречивые черты характера как с одной стороны индивидуализм в быту, с другой стороны «коллективная безопасность», когда ради «мира» само собой разумеется отринуть все, включая самую свою жизнь. У европейцев это с точностью до наоборот. Нам приходилось общаться со значительно большим числом соседей с отличной от нас культурой не с позиций завоевателя, а на равных.
Поэтому мне кажутся чуждыми такие «общепринятые европейские ценности» как (назову современными терминами):
- постоянная страсть к потреблению, неуемное удовлетворение своих потребностей.
- оценка человека по его благосостоянию (у нас она скорее имеет негативный оттенок, богатство не может быть праведным и уж тем более не может быть признаком праведности).
- вытекающее из предыдущего принижение значимости духовного, отодвигание на второй план духовных переживаний по сравнению с материальными благами
- лицемерие как толерантность ко всем на словах, а на деле неприятие любой отличной от общепринятой точки зрения, как у европейцев, и т.п.
- неискренность в межличностных отношениях, скрытность.
- самолюбование
- возвеличивание себя и расчеловечивание других культур. На это обычно возражают, что русские часто используют обидные клички для других культур. Но это делают абсолютно все. Однако массового рабства, отношения к другим как к рабам или даже скоту – этого у русских нет, как и нет примеров целенаправленного геноцида, как бы ни пытались его изобрести недруги России.
Это, конечно, далеко неполный перечень. Давайте подумаем вместе – что еще является «чуждыми» нам ценностями?
Конечно, у всякой медали есть и обратные стороны. Есть и такие положительные качества, которые, возможно, неплохо бы было позаимствовать у европейцев. Например, свойственный немцам перфекционизм, привычку доводить все до совершенства. Русские часто делают «и так сойдет», опять же жизнь под угрозой набегов приучила – к чему вылизывать, делать карету, когда и телега едет? Но ведь, в конце концов, в войну мы сделали больше неплохих танков и самолетов, чем те же немцы.
Мне кажется, что попытки скопировать запад, начиная с Петра, ни разу не доводили русских до добра. Дело в том, что те «хорошие» стороны западной цивилизации зачастую неотъемлемы от своей обратной стороны так же, как монету сложно разделить на половинки. И перенимая, к примеру, парики, камзолы и бритье бород мы переняли и совершенно не свойственный нам гонор и чванство и так далее. Кстати и пьянство, в котором иногда (совершенно, кстати, необоснованно – большинство европейцев пьют больше по данным самих же европейцев) – тоже ведь заимствование от «цивилизованных».