@Нина Спутницкая
Главная героиня сказок Роу – обладательница роскошной длинной косы. Этот атрибут неизменен.
«Оттепельная» Настенька из «Морозко» - уникальное явление, открытие Роу. Она – и олицетворение идеала христианской добродетели, и источник пародирования в современном медиапространстве.
Сюжет сказки о Морозко, как сюжеты всех волшебных сказок, символически передает духовный путь человека с прохождением испытаний, прежде всего, духовных – любовь, верность, смирение, послушание, терпение. В сюжете фильма Роу используется и другой архетипический сюжет – о любви к чудовищу. Правда этот мотив не получил развития в картине, так как герой у Роу не может полагаться только на волшебную, преобразующую силу любви своей избранницы, ему необходимо пройти испытания самостоятельно.
Аленушка в «Огонь, вода и медные трубы» в исполнении той же Седых – трогательна как ребенок, робкая, но смелая, отзывчивая и отважная. Она говорит правду Кащею: и за это наказана – превращена в лягушку.
Василиса из второй сказки режиссера обращена в рептилию из-за непокорности врагу, в решающий момент она жестоко расправляется с Бабой-Ягой, бросив ее в кипящий котел.
Варвара – дерзкая, самоуверенная,
или Марья Моревна – богатырша, покорительница мужских сердец, использующая свои женские чары во всеобщее благо – ради спасения Отечества.
Евдокия в «Золотых рогах» продолжает развитие образа защитницы, но при этом она женщина-мать. Коса у Евдокии спрятана под расписной платок, но сила воли и спокойствие роднит с прежними женскими образами Роу.
Все героини сказок Роу демонстрировали стратегии женского поведения, характерного для социокультурной ситуации.
"Сказку о Солдате" которая потом стала "Марьей-Искусницей" Шварц и Роу задумали еще в годы войны. Потому основная функция героя здесь - спасти рукодельницу, а на защиту от врага встает и ребенок.
Мотив спасения-расколдовывания женщиной возлюбленного лежит в основе киносказки о Финисте (сценарий Роу, режиссура Васильева), но здесь Аленушка спасает богатыря – защитника земли русской, превращенного злыми силами в чудище.
Удачного совмещения мужского и женского сюжета, как это было в «Морозко», в последнем сценарии Роу не произошло из-за обилия второстепенных линий, заимствованных их новеллистических сказок.
Александр Артурович Роу выработал свои приемы работы с актером, свою систему: начиная от создания в коллективе необходимой атмосферы, до тонкостей воплощения сказочного персонажа на экране. Режиссер был требователен к актеру, как главному создателю образа.
У него снимались мастера своего дела – Георгий Милляр, Эмма Цесарская, Тамара Носова, Андрей Файт, Анатолий Кубацкий, Нинель Мышкова, Михаил Кузнецов, Сергей Мартинсон, Мария Миронова, Рина Зеленая, Лидия Королева, Вера Алтайская, Аркадий Цинман, Михаил Пуговкин.
В кинематографе Роу состоялись известные театральные актеры – Анастасия Зуева, Варвара Попова, Лев Потемкин.
Между тем, с режиссером замечательно работали и непрофессиональные актеры, люди только начинающие свой путь в кино и дебютировали при этом необыкновенно ярко. Достаточно вспомнить «Варвару-красу», в которой главные роли сыграли молодые люди - десятиклассница Татьяна Клюева, рабочий киностудии им. Горького Сергей Николаев, Андрей Катышев играл вторую роль у Роу, тоже не имея еще актерского образования.
«…Он не показывал «режиссерский характер» ни на репетициях, ни на съемках — он всегда умел достичь задуманного мягко, с улыбкой. Поэтому обстановка в нашей группе была очень доброжелательной. Тогда я еще не осознавал, насколько мне повезло с Роу. Хотя это и ясно: не с кем было его сравнивать – в моем представлении вообще все кинорежиссеры были такими, как он. Бог мой, до чего я был наивен! Роу если и покрикивал по-дружески, то только на артиста Георгия Милляра, который играл роль черта, и Роу шутил, что, «Георгий один представляет всю нечистую силу в советском кино» - вспоминает Б. Криштул о работе над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Умение работать с актером, создать непринужденную обстановку, в которой возможен поиск, глубокая увлеченность материалом – вот что отличало Роу, которого коллеги называли «просто» - «Сказочник».
Предоставим слово актерам Роу, выстроив своеобразную мозаику цитат:
Тамара Носова:
«С Александром Роу много ругались, хотя я снималась у него в трех сказках. Он был необычайно интересным человеком, но, несмотря на это, у нас постоянно возникали конфликты. Он даже жаловался на меня своей жене — ведь именно она рекомендовала ему обратить внимание на актрису Носову — писал со съемок ей письма, и однажды сказал мне: «Ленка пишет: Саша, терпи от нее все. Она сыграет тебе то, что нужно». Я удивилась: «А вы, Александр Артурович, значит, нажаловались ей?» — «А как же! Ты это заслужила!».
Наталия Седых: «… Обаяние этих сказок, обаяние этих актеров шло от самого Роу. Он почти никогда не кричал, никого не унижал. Мог иногда повысить голос, чтобы не разбегались, чтобы дисциплина не расшатывалась. Но вся его доброта распространялась и на группу, и на общее дело. И это видно на экране…».
Сергей Николаев «Неповторимость Александра Артуровича в том, что он до конца оставался большим ребенком, он видел кино глазами детей, пропускал через себя все эмоции, весь изобразительный ряд, диалоги. Поэтому его сказки до сих пор смотрятся живо и с удовольствием (…) На съемках Роу всегда держался как начальник, но дома все эти артисты были его друзьями, ведь с некоторыми из них он общался по двадцать-тридцать лет. Но в то же время он мог и осадить так, что мало не покажется. Помню, как-то Хвыля пришел на съемку с фотоаппаратом, стал всех щелкать, и Роу громко заявил: «Нам здесь туристы не нужны, у нас идет работа!». Так что все эти мэтры его побаивались, артисты ведь — люди зависимые…».[6]
Анатолий Кубацкий: «Надо сказать, что Роу никогда мне ничего не подсказывал, как и что играть. Никаких замечаний. Он считал: раз он пригласил артиста, артист сделает свое дело. И все. Он был больше ремесленником, нежели творцом. Так что у него я снимался много и все больше по королевской линии – Йагупоп, король Унылио, царь Водокрут. Или наоборот – замухрышки-мужички, как кум Панас из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Нужно сказать, что он придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей, который обязан был принимать участие в его постановках, и неважно, подходила роль актеру или не подходила. Вот представьте себе – «Королевство кривых зеркал». Там был такой персонаж Нушрок – Коршун. И Роу предлагает снимать в этой роли Александра Хвылю – полного, крупного мужчину. Какой же он коршун, хищник? Потом уже разыскали Файта. Вот это уже было то, что надо: быстрый взгляд, нос крючком, готов в любой момент к стремительной атаке. А Роу – лишь бы роли разошлись по кругу антрепризы. Он никого из нас не спрашивал и назначал на ту роль, на какую хотел. Сознательно я сыграл лишь короля Унылио в «Новых похождениях Кота в сапогах»...».[7]
Лидия Королева: «О Роу у меня много хороших воспоминаний. И человек он был с большой буквы...». Воспоминания о работе в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки»: На площадке он твердо знал, чего хочет. Он не мог себе представить, чтобы перед камерой появился неграмотный актер…, он ничего не показывал и не объяснял, а только объявлял: «Пойдешь со своим мужем и будешь громко реветь, не желая менять младенцев...» И все. Как реветь, как идти – уже решали мы с Кубацким, а Роу задавал только ритм. Он доверял актерам, потому что команду набирал сам и работал только с профессионалами. Но, повторяю, у него надо было хотя бы технически быть подготовленным. Роу не останавливал съемки, если кто-то запутывался в юбке.
Татьяна Клюева: «Во время съемок Александр Роу держал нас в ежовых рукавицах. Я ж молоденькая была, только после школы. Снимали мы под Звенигородом. Мне после работы хотелось на танцы, погулять вволю. А Роу булавкой прицеплял подол моего платья к своим длинным синим трусам – чтобы я не сбежала. Боялся, что со мной что-нибудь случится…
_____________________
Источники цитат: Капков С. В. В гостях у сказки. — М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. — С. 159-186.
Пуговкин М. И. «Все это было бы смешно…». — М.: Рутена, 2000. — с. 58—62.
Вот и сказочке конец... // Гривна. — Херсон.— 2004. — 17 июня. (№ 25(493)). — С. 20.
Подробнее о судьбе актеров, в частности о сестрах Юкиных, вы узнаете в передаче об актерах киносказок с моим участием
Материал о фильме с многочисленными ссылками на архивы, можно найти в моей книге Птушко. Роу.
Группа ВК , посвященная ПТУШКО
Нина Спутницкая
-------------------------
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить свежих релизов и аналитических материалов от медиаэкспертов