Найти в Дзене

Искусство – это то, что трогает сердца: интервью с Elena Morena (II часть)

Elena Morena (Елена Маринова) – профессиональный танцор, заслуженная артистка России, в прошлом солистка Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, хореограф и педагог. Руководитель школы фламенко "Alma gitana". @morena_elena_art
vk.com/morenaelena
https://vk.com/morena_elena_art

Qvarta Roma (Татьяна Ершова) – пришла в тренировочный зал в возрасте 50 лет. За 13 лет освоила несколько танцевальных стилей и собрала множество наград и титулов. За 40 лет в основной профессии сделала серьезную карьеру, имеет правительственную награду.
https://vk.com/tatiana.ershova.qvarta.roma
https://www.facebook.com/tatiana.ershova.qvarta.roma/
https://www.youtube.com/channel/UCW1MxW5HLMOYXQFo2qqK9bw

Беседа состоялась 31 мая 2022 года.

* * *

Elena Morena
Elena Morena

Qvarta Roma: Елена, Вы учите и профессионалов, и любителей. В чем разница?

Elena Morena: Разница кардинальная. В зале с профессионалами я добиваюсь конкретной цели, например создание какого-то танца, постановки. Я не отвлекаюсь на мелочи, не объясняю им элементарных вещей. Артисты уже и так все умеют, для меня они инструменты достижения цели. И с меня заказчик спросит за результат, как начальство спросит с инженера на заводе. А с любителями все иначе. До них приходится дольше доносить информацию, быть более внимательным к деталям. Их еще приходится заинтересовывать, потому что в какой-то момент им может стать неинтересно. Иногда они удивляются, что от них требуют какого-то серьезного результата, тогда как они просто хотят танцевать для своего удовольствия. Здесь нельзя перегибать палку и доходить до того, что человек начнет брыкаться.

Elena Morena
Elena Morena

Qvarta Roma: Но ведь любители же тоже Вам платят! Как же можно не добиваться результата?

Elena Morena: Здесь важен запрос. Любитель тоже может захотеть постановку, и тогда нужно добиваться хорошего исполнения. Если он хочет научиться какому-то стилю, я буду стараться довести его до какого-то уровня исполнения, чтобы он был готов идти дальше. Главное здесь – его личные качества: трудолюбие, упорство, целеустремленность. Важно понимать, насколько он сам готов в это вкладываться.

Qvarta Roma: А каков Ваш идеал ученика-любителя? Что он такое должен понимать и делать, без чего не стоит даже и затеваться с танцами? Ведь занятия ими требуют много времени, сил и денег.

Elena Morena: Для меня идеал ученика – это человек, который хочет научиться и будет работать. Который будет приходить на занятия, а не будет пропускать их по поводу и без повода. Для меня не так важны его способности, сколько его рвение, готовность к действию, элементарная ответственность и уважение. Никто не должен за ним бегать и уговаривать его.

Qvarta Roma: Вот есть у нас искусство в высоком смысле этого слова. И в этом искусстве есть конкретное искусство танца, которое так любит народ. Место профессионалов в нем понятно – без них этого искусства просто не будет. А как быть любителям? Есть ли для них место в искусстве? Имеют ли они какой-то смысл для него? Или лучше им танцевать дома перед родственниками или на каких-то закрытых вечеринках, где подвыпившая публика чему угодно будет хлопать, лишь бы музыка была веселой?

Elena Morena: Место для любителей в искусстве, безусловно, есть. Можно говорить о разных уровнях исполнения у мастеров и непрофессиональных танцоров, но если людям их выступления по-настоящему нравятся и трогают их сердца, оставляют какой-то след, то это уже искусство. Каждому важно занять свою нишу.