Найти тему
SVIR. TV

Золотой век

Оглавление

7 эпох Формулы 1

Болельщики часто вспоминают так называемый «золотой век» Формулы 1 и говорят, что Ф1 уже не та, критикуя современное положение дел в чемпионате. Но что такое «золотой век» Формулы 1?

Когда был этот золотой век? В 1950-х? Когда от дорожных машин болиды Ф1 отличались только открытыми колесами? В 1960-х? Когда гоночные автомобили еще выступали без передних антикрыльев? В 1970-х? Когда моду задавали команды, использующие моторы Cosworth DFV? Быть может, это были 1980-е, когда моторы были настолько же мощными, насколько и ненадежными?

1. 1950–1960 годы – эра бесстрашных супергероев

Хуан Мануэль Фанхио
Хуан Мануэль Фанхио

Гонщиков, болельщиков и фотографов той эпохи можно назвать именно так. Посудите сами. Первые из них мчались на сумасшедшей скорости без каких-либо ремней безопасности и страховки на скорости до 300 км/ч иногда на протяжении более трех часов и преодолевали до 500 километров за гонку. Мастером той эпохи является пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио. Говоря о нем, всегда вспоминают и о четырехкратном вице-чемпионе мира Стирлинге Моссе.

Это были люди, которые гонялись в обычных рубашках, иногда с галстуком-бабочкой, как Майк Хоторн, и поначалу в кожаных головных уборах, которые в наше время язык не повернется назвать «шлемами». Вряд ли сейчас найдется еще один Мосс, который заступится за своего соперника и выступит против его дисквалификации и в итоге — проиграет чемпионат.

Вторые толпами собирались на обочине трассы, приветствуя гонщиков. Это не один раз приводило к массовым трагедиям не только в Формуле 1, но и других соревнованиях, например, в Ле-Мане. Третья категория участников Гран-при — фотографы — пользовалась безграничной свободой на трассе и, стоя в сантиметрах от проносящихся машин, делала самые эмоциональные, живописные и красивые фотографии Королевы автоспорта.

2. 1961–1973 годы – эра смертных божеств

Гран-при Южной Африки, брифинг Ассоциации гонщиков Гран-при (GPDA)
Гран-при Южной Африки, брифинг Ассоциации гонщиков Гран-при (GPDA)

Формула 1 мало освещалась телевидением, болельщики имели практически свободный доступ к гонщикам, и не было необходимости в создании современных «Fan Experience». Вместе с тем для фанатов пилоты оставались некими божествами. Этого уже очень давно нет. Трудно себе представить некоторых гонщиков той эпохи заигрывающими с публикой перед камерами.

В начале 1960-х еще не было аэродинамических войн, а малолитражные и легкие болиды Ф1 все равно мчались на сумасшедшей скорости. Время прохождения круга намного больше зависело от мастерства гонщиков. Это стало еще более заметным во второй половине 1960-х годов, когда на машины установили значительно более мощные двигатели, и стало сложнее удержать болид на трассе. Те машины создавались конструкторами с помощью карандашей, и только в 1968 году появились первые элементы аэродинамики. Но даже тогда обгон оставался обычным явлением.

В 1968 году впервые национальные цвета команд заменили на цвета спонсоров. Но гонщики продолжали зарабатывать так называемые «разумные» деньги, путешествовали обычными авиарейсами и дорожили дружбой друг с другом. Правда, это, скорее всего, было связано с тем, что Франсуа Север назвал так: «Смерть прописана в наших контрактах».

Только четыре из тринадцати сезонов завершились без гибели гонщиков. За это время погибли 14 пилотов – более половины за все существование чемпионата мира. Если бы не трехкратный чемпион той эпохи Джеки Стюарт, который едва ли не первым заговорил о безопасности в гонках, неизвестно, что стало бы с Королевой автоспорта и ее пилотами. Каждый гонщик Ф1 последующих 50 лет обязан этому шотландцу.

3. 1974–1982 – эра множества талантов и моторов Cosworth

Гран-при Великобритании 1974 года
Гран-при Великобритании 1974 года

После ухода Джеки Стюарта в пелотоне не осталось ни одного гонщика его уровня, но было очень много талантливых молодых пилотов, которые и стали суперзвездами ближайшего десятилетия. Именно такое их обилие, отсутствие технического прогресса и стремления к нему характеризуют начало той эпохи.

Тогда состоялось сразу три гонки, в которых принял участие 21 гонщик, который уже выигрывал гонку или победил в будущем. Этот рекорд впервые установили во Франции 1978 года, когда на старт вышли Джон Уотсон, Ники Лауда (Brabham), Дидье Пирони, Патрик Депайе (Tyrrell), Марио Андретти, Ронни Петерсон (Lotus), Джеймс Хант, Патрик Тамбе (McLaren), Йохен Масс, Кеке Росберг (ATS), Карлос Ройтеманн, Жиль Вильнев (Ferrari), Эмерсон Фиттипальди (Fittipaldi), Жан-Пьер Жабуй (Renault), Клей Регаццони (Shadow), Витторио Брамбилла (Surtees), Джоди Шектер (Wolf), Жак Лаффит (Ligier), Алан Джонс (Williams), Рене Арну (Martini) и Риккардо Патрезе (Arrows).

К концу 1970-х появилось несколько новаторских решений: Lotus придумала граунд-эффект, Renault решила разворошить царство атмосферного мотора Cosworths турбодвигателями, а Michelin на Гран-при Британии-1977 впервые воспользовалась радиальными шинами. К слову, в том этапе приняли участие 36 гонщиков, 26 из которых пробились на старт – все они уместились в 1,86 секунды. Турбодвигатели начали захват Ф1, но были ненадежными – в 1982 году, через 15 лет после появления в Ф1, моторы Cosworths DFV V8 взяли последний чемпионский титул.

К концу эпохи власть в Ф1 захватил Берни Экклстоун и навсегда изменил чемпионат. А для некоторых болельщиков 1974–1982 годы навсегда останутся самыми яркими и красочными — вспомнить хотя бы многочисленные сигаретные ливреи. В месте с этой эпохой из Ф1 исчезли и клиентские команды.

4. 1983–1993 – эра необузданных технологий и коммерческого успеха

Фрэнк Уильямс и Берни Экклстоун на Гран-при Великобритании-1987
Фрэнк Уильямс и Берни Экклстоун на Гран-при Великобритании-1987

Эти годы иногда называют эрой двух Т – турбодвигателей и технологий. Эти две составляющие навсегда изменили облик болидов. Машины были предельно мощными. В 1983 году мотористы Alfa Romeo, BMW, Ferrari и Renault уничтожили конкурентов на атмосферных двигателях. К середине 1980-х из пелотона практически исчезли «гаражисты», и все автопроизводители окончательно перешли на «турбо». Некоторые движки, по неподтвержденным данным, выдавали до 1500 «лошадок». Правда, могли преодолеть не более одной квалификации.

С приходом Берни, Макса Мосли и Жана-Мари Балестра Формула 1 достигла коммерческого успеха за счет доходов от телетрансляций, обилия спонсоров. Чемпионат стали транслировать практически в каждой стране, что очень серьезно увеличило популярность гонок. А имена Алена Проста, Нельсона Пике, Найджела Мэнселла, Айртона Сенны, Ники Лауды и других были у всех на устах.

К концу 1980-х от турбодвигателей отказались. Ferrari первой использовала полуавтоматическую коробку передач. Williams довела до совершенства свою машину, напичкав ее электроникой и установив активную подвеску. Но FIA после 1993 года решила запретить всю электронику. Вместе с этим из Ф1 ушли титаны чемпионата, а Сенна совершил фатальный переход в Williams.

5. 1994–2005 – эра Михаэля Шумахера

Михаэль Шумахер на Гран-при Германии 1995 года
Михаэль Шумахер на Гран-при Германии 1995 года

На смену Сенне пришел Михаэль Шумахер. С его появлением в Ф1 кардинально изменился подход к подготовке к чемпионату. Михаэль уделял физической подготовке немало внимания, что теперь является нормой для всех пилотов. Хотя, с другой стороны, его безжалостность к соперникам опустила планку дозволенного в борьбе за титул. Благородством Мосса тут и не пахло.

С возвращением дозаправок гонки превратились в короткие спринты между пит-стопами, а количество обгонов резко уменьшилось. Правда, это дало командам дополнительный элемент стратегии. Главной задумкой функционеров в запрете электроники в 1994 году стало увеличение роли гонщика. Но Ф1 стала командным видом спорта больше, чем когда-либо до этого, – гонки чаще стали выигрываться на командном мостике.

В 1998, 2003 и 2005 годах чемпионат был приправлен шинными войнами. Но и без этого сезоны были интересными. Например, на Гран-при Японии-2005 Фернандо Алонсо обогнал Шумахера в повороте 130R, а Кими Райкконен вырвал победу в последнем повороте. Последний год этой эпохи стал последним и для атмосферных V10. В 2003 году организаторы перешли от любимой многими 12-круговой квалификации до формата «без права на ошибку», но, слава Богу, после 2005 года отказались от него. Хотя, с другой стороны, такая квалификация, несомненно, повлияла на дальнейшее становление Ф1 — в первый год такого формата с поула стартовало 6 пилотов, а в гонках победили восемь гонщиков!

6. 2006–2008 – три сезона с драматическим финалом

Энтони и Льюис Хэмилтоны после окончания чемпионата мира 2008 года, Гран-при Бразилии
Энтони и Льюис Хэмилтоны после окончания чемпионата мира 2008 года, Гран-при Бразилии

Эти три сезона достаточно сложно отнести как к предыдущей эпохе, так и к следующей. Это были последние три сезона шин с канавками, но на трассе уже ездили машины с двигателем V8. Несмотря на то, что сейчас многие просят вернуть атмосферные V8, даже эти двигатели в сравнении с V10 для многих звучали «никак». Те три года стоило просто выделить в отдельный раздел хотя бы за то, что судьба чемпионских титулов в них решалась в последней гонке. И с каждым разом развязка была все драматичнее и драматичнее. В 2006 Шумахер еще до окончания чемпионата объявил о завершении карьеры, но ушел, к сожалению для него и его болельщиков, побежденным. Годом позже Кими Райкконен единственный раз стал чемпионом. А в 2008 году состоялся самый эмоциональный финал сезона.

7. 2009-… – эра тотального превосходства одной команды

Команда Mercedes после завоевания пятого Кубка конструкторов подряд
Команда Mercedes после завоевания пятого Кубка конструкторов подряд

Пожалуй, все 10 последних лет в пелотоне каждый раз доминировала одна команда. По сути, всего их было две: Brawn (которая стала Mercedes) и Red Bull. Такой перекос многих раздражает, но так было и в 1980-х, и 1990-х, и 2000-х.

Настоящее никогда не утолит жажды воспоминаний о прошлом. Ностальгия всегда будет одолевать людей, в частности, болельщиков. Восприятие действительности всегда будет противостоять памяти о навсегда ушедшей молодости. У современных гонок есть и свои проблемы, и своя прелесть.

Как и в 1970-х, за последние 10 лет в пелотоне были достаточно талантливые гонщики, пусть и не все они стали чемпионами. Самые быстрые гонщики на самых быстрых гоночных машинах в мире. Даже погибший Жюль Бьянки успел так или иначе проявить свой талант.

Сейчас в современной Формуле 1 самые быстрые за всю ее историю машины, которые входят в поворот, тормозя за считаные доли секунды, и проходят их, как казалось когда-то, на запредельных скоростях. Эти машины могли бы поразить воображение инженера десятилетней давности.

До этой эпохи фанаты не имели такого практически безграничного доступа к информации о Ф1. Многие сетуют на пресность некоторых гонок, но они забывают, что даже 30 лет назад, не говоря уже о более ранних периодах, скучных гонок было иногда даже больше, чем сейчас, а победитель выигрывал с преимуществом в несколько кругов. Проблема в том, что люди привыкли жалеть о том, чего давно уже нет, и идеализировать прошлое. Необходимо просто ценить то, что есть.

P.S.

Многие фанаты смотрят Ф1 10–15 лет, есть и те, кто начал за ней следить в конце 1980-х. Некоторые любят кидаться фразой «Формула 1 уже не та», но если открыть журнал о Ф1 20-летней давности, то с удивлением можно обнаружить, что чемпионат практически не изменился. Точнее, никуда не исчезло недовольство болельщиков. Стоило бы просто ценить великолепие настоящего и наслаждаться им, а не ждать 20 лет, чтобы сказать, как 20 лет назад было классно.