Речь пойдет о спектакле по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Обязательно позже поговорим о самой поэме, но сегодня именно о спектакле театра имени Евгения Вахтангова режиссера В.В. Иванова. Гоголь славится мистицизмом в своих произведениях, и в данном случае сразу в названии мы видим что-то демоническое, таинственное. В спектакле создана именно такая атмосфера. Зритель погружается в некий потусторонний сказочного мир, в котором все герои наделены гиперболизированными волшебными чертами, очень четко раскрывающими их сущность, которую хотел показать нам автор. Уменьшившаяся до размера табуретки курицоподобная "Коробочка" , в прямом смысле трясущаяся над своими деньгами, является олицетворением жадности.
Великан Собакевич, похожий на монстра из фильма ужасов, который страшным басом рассказывает нам о прекрасном умельце работнике, которого никак нельзя продать дешево, хотя он давно умер, заставляет нас задуматься над горькой несправедливостью, когда настоящие "Кулибины", такие как Каретник Михеев, создающий собственными руками рессорные коляски (что являлось передовой технологией того времени), вынужденно принадлежит жадному и глупому помещику, которого интересует только собственное обогащение.
Демонический Плюшкин в своем черном длинном развивающемся плаще из тряпья является сосредоточением жадности, скупости и глупости.
Ну а сам Чичиков в безликой маске напоминает палача или злого волшебника, ловко играющего душами людей, переступающего даже через близкого человека и не гнушающегося любыми средствами для достижения своих целей. Зрителю как будто дают увеличительное стекло, чтобы лучше понять произведение и задуматься над поведением людей.
Добавьте сюда великолепную игру актеров, отличную режиссерскую работу и вам точно захочется еще раз прочитать произведение, сходить на этот спектакль и задуматься над некоторыми проблемами общества, которые, в том числе, стоят на пути развития страны, проанализировать черты характера и поступки предприимчивого и энергичного главного героя и таких разных окружающих его других героев произведения, объединенных тем, что каждый из них дошел до своей формы деградации, что ярко, эпизодами гротескно, в мистической несколько загадочной атмосфере показано актерами спектакля. Безусловно, спектакль наполнен свойственным произведениям Гоголя сатирой и иронией, что даст зрителю не только "пищу для ума", но и возможность от души посмеяться.