Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то пространство между художником и натурой и есть план, который, например, Врубель в «Демоне сидящем» (1890) пропустил.
«Врубель никак не моделирует и даже не обозначает ни ступней, ни седалища фигуры» (Мережников. http://artstudies.sias.ru/upload/Isk_2018_2_8-37_merejnikov.pdf).
Теперь остаётся мысли, которыми окружено объяснение пропущенного плана в этой картине, сравнить с моим личным когдатошним выводом (см. тут), что Врубель в этой картине символист.
Формула идеостиля символизма такова: через Зло к Добру. Как в пословице: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься. В сверхбудущем неясном. (Увы, ни сам термин идеостиля не общепринят, ни мысль, что идеостили имеют как бы словесную формулу, ни само содержание формулы для символизма. Вы уж, читатель, теперь судите сами: читать дальше или нет.)
Мережников считает, что пропущенный план создаёт ассоциацию, что Демон как бы вырастает непосредственно из земли, то есть он – чудовище:
«Создается впечатление, что тело Демона имеет продолжение, уходит вниз, в инфернальную глубину… эффект пропущенного первого плана выражают инфернальную направленность этой энергии, возврат к хтонической *[от греч. χθών «земля, почва»] первооснове» (Там же).
Это соответствует Злу в формуле идеостиля.
А Добру – всё-таки обычный перспективизм. В чём он?
Сильное приближение художника к натуре из-за расположения глаз художника вверху приближает в изображении верх натуры и удаляет её низ (если придерживаться перспективы; ведь чем что ниже точки зрения, тем оно удалённее; то есть обязаны внизу параллельные линии сходиться). Вот и получается, что низ Демона это даль, а уровень плеч – близь. И это – из-за верности перспективе в последнем итоге. Добру!
Можно придраться, что верх, а не низ картины сперва бросается в глаза. – Я не знаю, как парировать такой выпад.
1 июня 2022 г.
*- Потому же «Угол нижней челюсти поднят выше уровня разреза рта, и край челюсти перерезает маску лица косоугольной гранью, так что подбородок повисает каплевидным объемом… эти деформации придают голове Демона отчетливо выраженный «кошачий» характер…
Зооморфизм в трактовке Демона связан с представлением о хтоничности… Демон в его трактовке – скорее Untermensh (недочеловек), чем Ubermensh (сверхчеловек). Это проницательно подметил В. Розанов: “Демоническое”, в противоположность “ангельскому”, простее человека, ниже человека» https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/74675/1/qr_2_2019_03.pdf).
5.10.2022.