Цикл: ПРО Алису Фрейндлих
В предыдущей статье великую Алису Фрейндлих "описывали" её друзья и коллеги. Мы, как будто, взглянули на актрису их глазами.
В этот же раз хочется предоставить слово самой Алисе Бруновне. Сегодня она будет выступать в роли философа искусства и творческого процесса.
Я верю, что в самосовершенствовании человеку помогает искусство. Театр может всемерно содействовать этому, поскольку у него больше всего возможностей найти путь к человеческому сердцу. («Советская культура», 1987 г.)
Пожалуй, стоит начать именно с этих слов, которые актриса "исповедует" на своем творческом пути. Алиса Бруновна посвятила свою жизнь служению человеческим душам и, к счастью, имеет удивительно мощный отклик от зрительских сердец. Ещё в 60-е годы отвечая на вопрос «В чем Вы видите призвание артиста?» Актриса отвечает:
Пробуждать в людях добрые чувства и благородные мысли. («Вам отвечает артист», 1969 г. - Калмановский Е. "Алиса Фрейндлих")
И, действительно, Алиса Бруновна в своем творчестве служит только светлым могущественным силам. Её роли пропитаны добром, даже тогда, когда необходимо воплотить самое настоящее зло. Алиса всегда создает это «ЗЛО» как НЕ ДОБРО. И одним Всевышним силам известно, чего это ей стоит.
Однажды журналист спросил актрису, какой вопрос она хотела бы услышать в интервью и получил следующий ответ:
Никогда не спрашивали: обидно ли нам, актерам, что наш труд не считается уникальным? Я об этом хотела бы сказать. Любая творческая профессия требует тех же нервных затрат, что и актерская. Но никогда не учитывается, что актер сам для себя является инструментом. Даже музыкант пользуется виолончелью или гитарой. Актер же сам для себя является инструментом. Это никогда не учитывается. Мне кажется, что это досадный просчет нашего времени, а может быть, и всех времен, не знаю. Думаю, что когда-то относились к нашей профессии более уважительно и бережно. («Камчатская правда», 1988 г.)
Актерская профессия на самом деле довольно сложная и требует от человека немыслимых психических перегрузок, если работа ведется не с позиции «покривлялись-разбежались». Большие актеры живут словно сразу несколькими жизнями, для них важно понять внутреннюю сущность того существа, которое должно жить на театральной сцене. Вот как творческий процесс описывает Алиса:
Цель актера – свободное выражение чувств, накопившихся от долгого общения с ролью. Секрет мастера в том, что он не демонстрирует сценические правила, а словно бы оживляет их в каждом своем движении, в сложной взаимосвязи оценок. Законы творчества находятся как бы «внутри» актера, и ему остается только «вспомнить» их по требованию режиссера. («Советская культура», 1978 г.)
Талант – это безусловное требование к актерской профессии. Но только ли он? Алиса Бруновна отвечает нам и на этот вопрос:
Талант, не вскормленный трудом, быстро исчерпает себя. Поэтому нужен еще и труд. Труд и самоотречение. («Ленинец», 1979 г.)
Можно сказать, что актер возделывает свою душу так же, как земледелец почву. И оба они создают культуру в большом, широком смысле этого слова. Конечно, не в одинаковом значении, но каждый из них должен владеть своей профессией, чтобы получить достойный результат.
Профессионализм необходим. Но он не заменяет истинного чувства. Профессионализм — это способность так хорошо управлять своим организмом, чтобы возбудить в себе необходимый эмоциональный накал. (И. Ерыкалова «Ленинские искры», 1983 г.)
И всё же, отвечая на вопрос о таланте, актриса определяет его так:
Понятие таланта я отождествляю с понятием интуиции. Наверное, этим он не исчерпывается, он намного шире, но, тем не менее, интуиция в этом деле значит многое. («Нечто новое в себе»)
Драматический актёр раскрывает себя через роли, исполняемые им. И в этом смысле подбор материала очень важен для понимания его характера и уровня дарования. Про свои предпочтения Алиса Бруновна говорит следующее:
Мне очень нравятся роли "с метаморфозой", когда мой персонаж уходит из пьесы другим человеком. Если же говорить о жанровых признаках, то самый интересный и самый высокий жанр, на мой взгляд, это трагикомедия. То есть меня как актрису больше интересует острая форма, когда происходит соединение крайностей. («Советская культура», 1987 г.)
И в этом нет и доли лукавства. Талант Алисы Фрейндлих позволяет ей претворять в жизнь такие сложные, переходные образы, что называется, «на грани». Ну а возможности «превращения» её героинь любой зритель мог оценить хотя бы в кинокартине «Служебный роман».
Мне всегда хотелось играть много, но всегда роли героев с интересной судьбой, интересными метаморфозами, с интересными свойствами характера, а, главное, не безликие, плоские, а с внутренними изменениями. («Ленинец», 1979 г.)
Это высказывание актрисы позволяет убедиться в том, что она не ищет легких путей, а стремится «дать жизнь» сложносочиненным существам и обогатить свою творческую природу. Алиса Бруновна никогда не тушевалась брать на себя значительную ответственность за спектакль.
Быть просто занятой [в спектакле] мне неинтересно, я всегда любила роли, которые являются опорой спектакля, которые держат его на себе… Каждому актеру хочется сквозных ролей. Суть не в том, что я хочу этого, а в том, что я не умею играть ролей, которые – не «здание». Я теряюсь. («Разговоры» Марина Дмитриевская)
По поводу темы, которую Алиса Бруновна транслирует со сценических подмостков и киноэкранов, она высказывается так:
Не хотелось бы из раза в раз, из спектакля в спектакль, из года в год играть вариации на одну (пусть даже очень интересную) тему. Это было бы скучно. А что касается главной темы... Я считаю, что одна из самых волнующих и никогда не теряющих современность тем — тема любви. (Донара Канделаки «Молодежь Грузии», 1979 г.)
И ведь со временем стали так и говорить: тема Алисы в искусстве – любовь. Если, даже бегло, взглянуть на творческие краски, которые использует актриса в своей работе, то это утверждение становится очевидным и несомненным. При этом Алиса Бруновна, как обычно, скромна и очень требовательна к себе:
У меня нет чувства "могу все", а вот "хочу все" — есть. Это сродни желанию побывать там, где доселе не был. Но всегда останавливает опасность повториться, "угостить" любящих тебя зрителей тем. Что уже было. А это и стыдно, и скучно. У актера должен быть самоконтроль, который не позволит повториться. (Т. Сергеева «Балтийский луч», 1985 г.)
В работе над любым образом Алиса Бруновна одинаково требовательна к себе: будь то заглавная роль или проходящая роль второго плана. Сам творческий процесс актриса описывает такими словами:
Прежде всего, надо (мне, во всяком случае) разбудить в себе ту болевую точку, которая соответствует болевой точке роли. И тогда — обычная черная работа, процесс взаимовлияния, вынашивания, выращивания роли превращается в радость, и приходит это необходимое ощущение: характер постепенно оживает, заполняет тебя, твоей душе легко в новой оболочке, и роль для тебя — не фотография, не слепок, а одухотворенное тобою существо. («Телевидение и радиовещание» №6, 1986 г.)
И всё же при построении роли, при создании образа необходимо от чего-то отталкиваться. То есть должна быть некая начальная опорная точка, которая дальше поведёт актера по пути пьесы. Каким образом происходит это знакомство с новым образом? На этот вопрос Алиса Бруновна отвечает так:
Обычно меня не обманывает первое, интуитивное ощущение. Я могу работать долго, нелегко, но, если я при знакомстве с ролью сразу почувствовала ее, что где-то в глубине души знаю, что она получится. Раневская впервые меня обманула. (Донара Канделаки «Молодежь Грузии», 1979 г.)
Отвечая на вопрос мучителен ли для нее сам творческий поиск, Алиса Бруновна рассказывает:
Как в любом, наверное, творческом процессе все происходит каждый раз до крайности по-разному. Есть роли, которые даются легко, даже как-то радостно, я бы сказала (так было, например, с ролью Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»). А есть роли, которые требуют огромного труда, сил, душевных мук, предельного напряжения всего существа не только в период подготовки спектакля, но и сейчас, перед каждым выступлением (это в первую очередь относится к роли Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского). Сложно давались обе шекспировские героини, особенно Джульетта («Ромео и Джульетта»), да и Катарина («Укрощение строптивой») получились далеко не сразу. (Донара Канделаки «Молодежь Грузии», 1979 г.)
И уже наиболее горько актриса добавляет:
И еще. Трудно работается, когда пьеса слабая или роль лишена внутреннего логического стержня. (Донара Канделаки «Молодежь Грузии», 1979 г.)
Не стоит забывать, что театральным актерам приходится выходить почти каждый вечер в разных ролях, это тоже требует серьезных усилий и настройки своего внутреннего аппарата. Алиса Бруновна описывает этот процесс так:
Видимо, какой-то подсознательный настрой перед спектаклем существует. Наверное, перед встречей с Ковалевой я пребываю в одном эмоциональном градусе, а перед Малышом – в другом. Но специально к спектаклю не готовлюсь, от родных и посторонних не запираюсь, на телефонные звонки тоже отвечаю… (Интервью второе, Сидоровский, 1975 г. - Калмановский Е. "Алиса Фрейндлих")
Но, конечно, даже здесь случаются свои сложности, про которые актриса рассказывает:
У меня бывает иногда, знаете, как? Я начинаю на себя злиться за то, что не могу уловить нужную эмоциональную волну. И вот этот гнев мне помогает. Эта энергия словно переплавляется в чувства, которые нужны мне в спектакле. Разумеется, я описываю идеальный вариант. Бывает, что включиться не удается. (И. Ерыкалова «Ленинские искры», 1983 г.)
Предлагаю ознакомиться с отрывком с Алисой Фрейндлих из документального фильма "Любимая роль", в котором актриса рассуждает о природе процесса поиска художественного образа.
[Рекомендую также посмотреть целиком всю передачу, если вы располагаете временем и желанием. В этом фильме можно встретить многих замечательных артистов и услышать их рассуждения о профессии].
Что же касается признания её творческих заслуг со стороны, то в этом вопросе Алиса Бруновна достаточно четко обозначает свою позицию:
Как только актер уверует в то, что он первый, гениальный, национальная святыня, пиши пропало, ему как художнику конец пришел. … Конечно, звания, награды, премии, восторженные отзывы критиков – это все приятно. Но куда важнее творческое горение. Да, лучше быть в числе первых. Но это не главное. Лично для меня важно, что я актриса. Просто я люблю театр и не могу без него. И счастлива, что занимаюсь любимым делом. («Юность» №6, 1979 г.)
Ну и, конечно, важно прочувствовать, как Алиса Бруновна относится к самому явлению театра. Актриса считает, что театр обладает храмовым эффектом, в том смысле, что дает возможность обмена энергиями и открытия собственных истин.
Театр – это модель, образ человеческого бытия. («Разговоры» М. Дмитриевская)
Про смысл театрального искусства Алиса говорит следующее:
Это главное в театре — обмен энергетический, эмоциональный между сценой и залом, который никогда не должен прерываться. Если этого не происходит, то театр теряет главную свою силу, и все становится бессмысленным. («Интервью к юбилею открытого театра»)
И здесь особенно хочется отметить мысли актрисы, которым она беззаветно следует по всему своему творческому пути. В её исполнение эти слова не кажутся пафосными или неприлично возвышенными. Алиса Бруновна служит именно такому театру:
Назначение театра – потрясать зрителей. Высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Будить самосознание зрителя, открывать нравственный смысл жизни и дела человека, давать те нравственные уроки, которые извлекаются из сопереживания. … Жизнь – цепь самоусовершенствований. И если театр этому способствует, помогает – значит, он осуществляет свое назначение. А когда театр достигает подлинных высот, он может стать совестью зрительного зала. Прекраснее этого нет ничего. (Интервью пятое, Шварц, 1986 г. – Е. Калмановский «Алиса Фрейндлих»)
После расставания с театром имени Ленсовета Алиса Бруновна множество раз говорила о том, что время, проведенное этом месте, - лучшее в её жизни.
Это были 70-е годы. Наверное, лучшее десятилетие в моей творческой биографии. Театр Ленсовета. Это было такое замечательное время, которое впоследствии не повторилось. Все, что копилось, и выплеснулось в 70-е. У меня в это время были хорошие роли и замечательное сочетание творческого опыта и хорошей физической формы. («Я позволяю себе роскошь работать в театре»)
Но это нисколько не умерило пыл актрисы в отношении театрального искусства. Так, рассуждая о важности современного театра, Алиса Бруновна отвечает на вопрос «Чем интересен театр для современного зрителя?»:
Думаю, что прежде всего возможностью искреннего, непосредственного диалога о значительных жизненных и человеческих проблемах. Стремительный темп и изменившийся уклад жизни рождают в людях потребность остановиться и поразмышлять, что есть жизнь и кто есть я в ней. И хороший, умный спектакль, мне кажется, позволяет сделать это с довольно большой полнотой. (С. Краюхин «Известия», 1982г.)
А задачу театра актриса видит в том, чтобы отражать проблемы общества сегодняшнего дня.
Нет времени, которое не имело бы каких-то своих болевых точек. Если театр нащупывает их, начинает ощущать эту боль внутри себя, заставляет и зрителя ощутить ее, значит, он современен. (Донара Канделаки «Молодежь Грузии», 1979 г.)
Не стоит также забывать, что Алиса Бруновна вместе со своимми театральными работами удивительно тонко создает свои кинообразы, хотя отношения с искусством кино у неё не настолько однозначные.
Даже в кино считаю себя дилетанткой. Потому что не может быть у человека нескольких страстей. Страсть должна быть только одна, а остальные – так, около… И если у меня есть страсть – театр (а я уже поняла, что это основная и единственная моя страсть), то все остальное составляет просто дополнительные интересы, любопытство, и только в той мере, в какой это так или иначе переплетается с театром. (Интервью второе, Сидоровский, 1975 г. - Калмановский Е. "Алиса Фрейндлих")
Более цельно актриса объясняет своё восприятие кинопроизводства таким образом:
Кино – особое искусство. И каждый раз начинается для меня заново. Трудно приходит ко мне свобода и уверенность на съемочной площадке. В кино, по самой его природе, неизбежны какие-то пропуски в психологической жизни героя, а к тому же в процессе съемок часто игнорируется та последовательность, с которой создается образ в театре. Это ломает внутреннюю сосредоточенность. Процесс создания образа подчинен расписанию съемок, а не творческим законам. Когда на съемке угол камеры заменяет глаза партнера, творчество кончается. Начинается ремесло. Производство. (Интервью пятое, Шварц, 1986 г. – Е. Калмановский «Алиса Фрейндлих»)
В завершение необходимо ещё раз сказать, что актёрская профессия невероятно сложная, когда отдаешься ей с головой. Она буквально проникает во все сферы твоей жизни и словно переплетается с ней.
В театре делить себя нельзя, театр требует от человека полной отдачи, без остатка. Так, впрочем, и в любом виде творчества. (Интервью второе, Сидоровский, 1975 г. - Калмановский Е. "Алиса Фрейндлих")
В общем-то вся философия жизни артиста крутится вокруг того, чтобы вобрать в себя как можно больше красок, а затем нарисовать ими необходимый и точный образ на сцене.
К этому нужно вообще относиться философски – к театру, к жизни, к категории успеха. … Актер может даже не осознавать этого, но все, что происходит с ним в жизни, все, что несет с собой испытание (с плюсом или с минусом), - это все горючее для сцены. Топливо. И не стоит решать, что важнее. Если жизнь есть топливо для творчества, а творчество – топливо для жизни. Это настолько взаимопроникающие вещи! («Разговоры» М. Дмитриевская)
Но, конечно, актёры – это тоже люди, со своими счастьями и несчастьями. Алиса Бруновна и здесь замечает очень важную вещь:
Счастлива судьба актера, у которого жизнь не ровная, имеет свои «ухабы», свои падения и взлеты. Чем больше в его судьбе разных «ухабов», тем она богаче. (Интервью второе, Сидоровский, 1975 г. - Калмановский Е. "Алиса Фрейндлих")
А в целом своё актерское счастье Алиса Фрейндлих определяет так:
Актерское счастье – в зрительском понимании, в сопереживании, сотворчестве активного, думающего, распахнутого навстречу добру, правде, любви зрителя. А муки и радость? Мучаюсь своей несостоятельностью в каких-то вещах, радуюсь, когда эту несостоятельность удается преодолеть. (Интервью пятое, Шварц, 1986 г. – Е. Калмановский «Алиса Фрейндлих»)
В конце хочу предложить вам ещё один отрывок из интервью Алисы Бруновны. В этот раз - фрагмент передачи "Кинопанорама" от 1979 года, ведущим которой был Ростислав Плятт.
ПРО Алису Фрейндлих можно говорить бесконечно... Спасибо за внимание!
Другие статьи цикла:
Подписывайтесь на канал, чтобы продолжить читать статьи ПРО Алису Фрейндлих, Марлена Хуциева, Юрия Бутусова, Марину Неёлову и многих других.
#алиса фрейндлих #советский театр #советское кино #алисафрейндлих