За пять лет, прошедших с момента введения первых санкций против России (2015–2020 гг.), валовый сбор свежих срезанных цветов в российских сельскохозяйственных организациях увеличился в 3 раза. По предварительным данным, в 2021 г. он вырос еще на 35%. Однако доля импорта на этом рынке по-прежнему держится на уровне 80%. В новых геополитических условиях возможно значительное ускорение импортозамещения, но для этого потребуется серьезная селекционная работа, а также дополнительная помощь со стороны государства.
Откуда везут цветы в Россию
Структура импорта свежесрезанных цветов в последние годы была достаточно стабильной. Основные страны-отправители — это Эквадор и Нидерланды, на долю которых приходится около 2/3 всех поставок в натуральном выражении. В разгар первой волны санкций импорт цветов из Голландии был запрещен, но поставки шли через третьи страны, в первую очередь Белоруссию. Сейчас все ограничения сняты, поэтому доля Белоруссии снизилась.
Несмотря на увеличение объемов российского производства, импортозависимость рынка остается высокой: доля иностранной продукции стабильно держится около отметки 80%.
Что изменится из-за введения санкций
Среди стран, поставляющих цветы в Россию, в официальный список недружественных государств входят только Нидерланды. Эксперты отмечают, что эта страна — не столько производитель, сколько крупный транзитный хаб и одновременно цветочная биржа, куда свозится продукция со всего мира. Значительная часть цветов, поступающих из Нидерландов, выращена в том же Эквадоре или Кении. Причем возить цветы из Голландии выгоднее, чем непосредственно из Латинской Америки или Африки, потому что здесь можно купить все необходимое в одном месте и значительно сократить логистические издержки.
8 апреля 2022 страны Евросоюза согласовали очередные санкции в отношении России, под которые попали не только срезанные цветы, но и весь посадочный материал (клубни, луковицы, черенки и т. д.). В том, что более трети импортных цветов оказались под запретом, игроки российского рынка особых проблем не видят:
- 34% — это не решающий объем, его можно заместить поставками из Эквадора, Кении и Колумбии, закупая ту же продукцию, что и в Нидерландах, но у прямых производителей;
- вполне реально организовать поставки через третьи страны. Отработанная схема с Белоруссией теперь не пройдет из-за тех же санкций, но уже появляются предложения по транзиту через Казахстан и Узбекистан, правда, по несколько более высокой цене;
- на российском рынке давно ожидается появление китайских производителей, которые смогут закрыть недостающие объемы в первую очередь в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах;
- есть возможность увеличить объемы закупок в Израиле, Казахстане, Армении, Турции, Эфиопии, доля которых в российском цветочном импорте сейчас составляет по 0,5–1%.
В любом случае способ обойти ограничения найдется, потому что в этом сильно заинтересованы и сами голландские поставщики, ведь российский рынок приносит им до 40% от общего дохода. Тем не менее перестройка отлаженной годами логистики и появление в цепочке поставок дополнительных посредников приведет к росту закупочных цен. По оценкам российских потребителей и экспертов, подорожание может составить от 20% на ходовой ассортимент (розы, тюльпаны и т. д.) до 100–200% на эксклюзивные позиции. Кроме того, удлинение маршрутов доставки негативно скажется на сохранности цветов и их качестве при продаже.
Эти два фактора, по-видимому, и составляют основные стимулы для развития отечественного производства, особенно учитывая то, что за последние два года цены на импортные цветы уже увеличились на 30–40%.
Основные проблемы российских цветоводов
По данным Минсельхоза России, в 2021 году в стране работало более 80 промышленных предприятий по выращиванию цветов, а их суммарная площадь составляла около 240 га. Отечественные агропредприятия выращивают в основном розы (95%), а также герберы (3%), хризантемы (1%) и другие цветы (1%).
Эксперты отмечают довольно высокие риски цветочного бизнеса: списывается обычно до 6–10% испорченной продукции. В то же время среди агрокультур, производимых в закрытом грунте, выращивание цветов дает наибольшую прибыль, поэтому интерес к инвестированию в эту отрасль довольно высок.
Маркетинговое исследование рынка свежесрезанных цветов, проведенное нашим агентством в 2019 году специально для выставки «ЦветыЭкспо — 2019», показало, что развитие этого рынка сдерживается рядом факторов, которые не потеряли своей значимости и в новой геополитической реальности:
- значительные расходы на открытие нового тепличного комплекса. Такие проекты требуют использования самых современных технологий и оборудования, которое по большей части ввозится из-за рубежа;
- нехватка квалифицированного персонала, особенно в области селекционной работы;
- жесткие требования к климату и уходу. Если, например, в Кении цветы растут в открытом грунте и фактически не нуждаются в уходе, то в российских теплицах нужно круглогодично поддерживать температуру, влажность и освещение, а это дополнительные расходы.
Все это приводило к тому, что себестоимость цветка, выращенного в России, на тот момент зачастую была выше, чем ввезенного из южных стран, даже с учетом всех расходов на логистику. Подорожание импорта в последние годы определенно должно сыграть на руку отечественным цветоводческим хозяйствам, однако здесь есть одно достаточно важное обстоятельство.
Посадочный материал
К сожалению, введенные в 2022 году санкции могут отразиться не столько на поставках самих цветов, сколько на снабжении цветоводов посадочным материалом. В этом сегменте существует практически 100%-я импортозависимость как по черенкам роз (Нидерланды, Германия), так и по луковицам тюльпанов (Нидерланды).
Конечно, к поставкам посадочного материала вполне применимы все описанные выше схемы обхода ограничений, а посевной сезон начнется осенью, когда рынок наверняка уже приспособится к новым реалиям. Тем не менее развитие производства во многом будет зависеть от успехов отечественных селекционеров, а они невозможны без дополнительной поддержки государства.
Необходимо заметить, что в 2019 году игроки рынка оценивали деятельность государства в своей отрасли скорее негативно, отмечая изменения в законах, которые ставили цветоводческие хозяйства в очень тяжелые условия (снижение ввозных таможенных пошлин на импортную продукцию, перевод с ЕСХН на полный НДС и т. д.). Однако с тех пор ситуация заметно изменилась:
- усилена борьба с серым импортом, который до последнего момента составлял значимую часть поставок;
- появилась возможность получения льготных кредитов на автоматизацию и цифровизацию производства;
- образована рабочая группа по вопросам развития отрасли цветоводства в РФ, в которую вошли представители профильных комитетов Совета Федерации и отраслевые эксперты;
- разработана и практически полностью согласована дорожная карта по поддержке производителей цветов в России, согласно которой все виды цветочной продукции будут приравнены к сельскохозяйственной, по которой действует большая программа господдержки.
Продолжение читайте в полной версии обзора на сайте Агентства MegaResearch.