Найти тему
А101 Лёрнити

Интенсив-приготовишка – можно ли подготовить к школе за месяц?

Оглавление

В конце апреля мы предложили родителям 5-6-леток новый формат подготовки к школе – интенсив из восьми занятий для детей и четырёх встреч с родителями. Мы обещали не натаскивать детей на обычный набор первоклассника – письмо, чтение, счёт, но сначала выстроить фундамент, на котором дальнейшее строительство пойдёт легко и быстро…

Интенсив включал в себя математическую часть, подготовку к письму и чтению и большие-большие перемены, равные по времени «урокам». Перемены равнялись «урокам» не только по времени, но и по значимости – в это время педагоги и нейропсихолог налаживали умение общаться со сверстниками, просить помощь или отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты.

Как был построен интенсив был и почему именно таким образом, мы спросили педагогов программы Марию Посицельскую, Татьяну Бондарь и нейропсихолога Лилию Пушкову.

-2
Лилия Пушкова
Наша дошколка довольно свободолюбивая. Мы не учим детей сидеть прямо и не журим за то, что они пока не могут промолчать, не дождавшись окончания фразы учителя.
Учение в строгости хорошо развивает способность зажать все свои реакции на то время, пока рядом присутствует небезопасный взрослый. Но когда такой взрослый отходит в сторону, обычно начинается полный трам-тарарам.
Мы же хотим развивать у детей саморегуляцию – связи в лобных долях мозга, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно переключаться с перемены обратно на урок, с шуток и смеха на серьезное задание, с беготни на сидение за партой.
Мы создаем условия, при которых дети сами учатся контролировать себя, а мы лишь подбрасываем задачи и терпеливо помогаем справиться с ними.
-3

– Что вы положили в основу этого интенсива?

Лилия Пушкова

На интенсиве мы предложили детям в интересной для них игровой форме развивать умение мыслить самостоятельно, находить собственные ответы на разные задачи и чувствовать при этом успех.

При непосредственном знакомстве мы поставили себе дополнительные задачи в отношении каждого ребенка:

  • для кого-то это стало освоение пространства листа, постановка правильного захвата карандаша, расслабление руки для свободного рисования линий в разных направлениях;
  • для кого-то на первый план вышла работа с импульсивностью и способностью сосредотачивать внимание, слушать задание преподавателя, удерживать его в голове и затем выполнять.

Мария Посицельская

В основе нашего интенсива лежит представление о комплексном характере развития ребенка. Мы смотрим на детей не только в учебной, но и в игровой ситуации. Таким образом, становятся видны не только дефициты учебной деятельности, но и их скрытые от учителей причины.

Татьяна Бондарь

В основе любого короткого курса для дошкольников лежит прежде всего необходимость понять, что дети уже умеют, знают. С другой стороны, необходимо посмотреть, чему ребята могут научиться очень быстро сами, если их немного направить или показать принцип. Мы можем увидеть, в чем именно нужна помощь родителей или узких специалистов – логопеда, психолога, нейропсихолога и других. Цикл встреч дает понимание того, насколько легко будущим ученикам будет принять школьные правила или чего именно им для этого не хватает.

-4

– Какие элементы обучения вы посчитали важными для восьми занятий курса?

Мария Посицельская

Исходя из диагностического характера занятий, мы включили в расписание уроки математики и развития речи, а также игры в кругу, настольные и дворовые игры. Это позволяет оценить коммуникативные компетенции детей, их нейропсихологические и логопедические особенности.

Татьяна Бондарь

С точки зрения обучения письму необходимо понять, какими графическими навыками уже владеют ребята. Насколько они могут управлять штрихом и насколько готовы следовать за педагогом, ждать и оценивать свой результат, и для этого совсем не нужно уметь читать и писать.

Еще одна важная составляющая для дальнейшего обучения – фонематическое восприятие (способность воспринимать и различать звуки речи – прим.) и звуковой анализ звучащего слова.

Лилия Пушкова

Мы использовали разные форматы: выполнение инструкции от доски, сидя за отдельной партой; решение наглядных задач с предметами, сидя на ковре в кругу; задания на парное взаимодействие, когда найти ответ требовалось вместе.

Мы писали буквы, складывали их из веревочек, квадратиков, кубиков, а также «ловили на слух».

Придумывали, как можно узнать, одинаковые предметы разложены и мешках или нет. Находили предметы одного цвета на картинке. Складывали фигурки из пальцев и строили лестницу в небо.

В финале каждый ребенок получил возможность посидеть на импровизированном троне и услышать от друзей и преподавателей, что именно им понравилось делать вместе с временным владельцем трона.

Большое значение в нашей подготовке имеют самые разные игры, потому что это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Большинству навыков, необходимых в школе – сидеть ровно, не выкрикивать с места, ждать своей очереди, договариваться друг с другом и даже следить за строчкой во время чтения и ровно писать – дети учатся именно во время игры. Поэтому у нас длинные перемены и множество предметов и возможностей для игры, а мы всячески помогаем робким детям включиться в этот захватывающий процесс.

Ведущая деятельность – это та деятельность, при которой человек лучше всего обучается новым навыкам.
-5

– До старта курса мы спрашивали много или мало месяца занятий для ребёнка, и вы отвечали, что для ребенка 5-6 лет это большой срок…

Лилия Пушкова

Самое главное, что мы успели за месяц – дать детям подумать, самим предлагать решения и пережить чувство успеха!

И это сработало! Некоторые дети мало верили в себя и удивлялись, когда у них что-то получалось. И мы, конечно же, подчеркивали это, ведь успех притягивает успех. Ребенок, который получил достаточно успешного опыта, не будет до дрожи бояться ошибиться, но легко пробует новые, более сложные задачи.

Кроме этого, мы ставили себе задачу создать сплоченный коллектив, в котором дети смогут безопасно общаться друг с другом. Для этого мы учили договариваться, объясняли ограничения, давали задания, в которых невозможно ошибиться и можно свободно проявить себя, включались сами и включали детей в игру.

После занятий дети с родителями подолгу гуляли на площадке и даже задумали летом совместное путешествие.

-6

– На программе педагог и психолог всегда были рядом. Что даёт для обучения такая связка?

Мария Посицельская

Взаимодействие психолога и педагога позволяет составить развернутый профиль развития ребёнка. Ведущий оценивает включённость ребенка в занятие, его навыки и умения. Помогающий специалист пристально наблюдает за детьми и может более детально разобраться с причинами сложностей данного конкретного ребёнка.

Татьяна Бондарь

Работа в команде дает более полное представление о детях. Психолог помогает педагогу получить больше информации о происходящем на уроке, а с другой стороны, посмотреть на детей в игровых ситуациях.

-7

– Что удалось обсудить в Беседке с родителями по субботам?

Лилия Пушкова

Мы много говорили, на что действительно важно обратить внимание, а что не так важно и, может быть, не стоит тратить на это драгоценное время ребёнка.

Некоторые родители получили рекомендации дополнительно обратиться к логопеду и нейропсихологу для более успешного развития навыков, необходимых для школы.

Не всем и не всегда нужно идти в школу, если семь лет исполняется только осенью. Если трудностей пока много, мы рекомендовали подождать еще год и пойти в школу, когда исполнится 7 лет и 9-11 месяцев. Мы подробно объяснили, почему ребёнку требуется дополнительное время.

Помимо программных вопросов, родители сами инициировали некоторые важные темы: как хвалить ребёнка, как поощрять его усилия, а также, конечно, как сделать так, чтобы в школе не отбить интерес к учебе и познанию нового.

Мария Посицельская

Родители проявили заинтересованность в обратной связи, задавали много вопросов. Диалоги были достаточно глубокими и касались не только учебных навыков, но и бытовой стороны жизни – нормализации режима, навыков самообслуживания, взаимодействия с младшими братьями и сестрами.

-8

– Что дальше?

Лилия Пушкова

Этот этап дошкольной подготовки закончился, но в июне мы будем встречаться с нашим дружным коллективом на дворовых играх и игротеке в Лёрнити. С осени некоторые планируют пойти на нашу годичную дошкольную программу. Кроме того, у нас остался общий чат, в котором родители могут обмениваться информацией друг с другом, а также задать любой вопрос психологу и преподавателям.

-9

Отзывы родителей о курсе

Элиза

Перед интенсивом мне хотелось помочь ребенку социализироваться, научиться дружить с детьми, уметь взаимодействовать. Это удалось благодаря опытным педагогам и благоприятной внутренней атмосфере.

Интенсив показал слабые стороны ребенка, над которыми стоит поработать более усиленно перед школой.

Вижу как мой ребенок стал более раскрепощённым в общении с детьми, проявляет интерес к изучению букв, хотя до этого были проблемы с этим, старательно выводит свое имя, хотя раньше не было желания его писать.

Формат программы очень понравился – и то, как ребенок ходит с удовольствием, и обратная связь от педагогов, и само преподавание очень радует. Ведь важно ребенка подготовить не только умственно, но и психологически.

Татьяна

Я хотела узнать, где у нас есть пробелы и над чем нужно поработать.

Я вижу, что ребёнку сюда хочется идти, и в саду он всем говорит «у меня сегодня школа!». Ему здесь интересно, и он сюда стремится.

Интенсив дал ребёнку уверенность, у него нет страха перед школой. Старший ребёнок у меня никогда в школу не хотел.

Формат интенсива меня нравится, но он для меня новый. Другие ходят на стандартную подготовку, где пишут и читают.

На одной из беседок с родителями я подняла вопрос «Как хвалить ребёнка». Психолог поддержала меня и предложила каждому сначала похвалиться своим ребёнком – рассказать, чем мой ребёнок хорош, почему я им горжусь. Эта встреча оказалась для меня терапевтической.

Гульнара

Перед интенсивом я хотела бы посмотреть на дошколку другого уровня – не стандартную, как проходят у нас в районе, а в другом необычном формате. Мне также хотелось получить резюме для своего ребёнка и остаться в контакте с педагогами по окончании программы.

Мне нравится здесь свободное и комфортное общение. Лично моему ребёнку это важно, потому что сидеть на уроках он не готов совсем, а мне хочется, чтобы он без напряжения относился к обучению. Он не всегда хорошо контактирует с детьми, а здесь с первого раза у него это пошло. Не знаю, что этому способствовало – педагоги, которые помогают общаться и разруливать конфликты, или располагающая обстановка.

На программе им весело. Не знаю, насколько это эффективно влияет на процесс обучения, но на эту учёбу он идёт спокойнее, чем на другую дошколку, где формат приближен к школьному.

-10