Моя подруга – ветеринарный врач и классный специалист по страхованию животных – несколько лет назад искала новую работу. По традиции, разместила свое резюме на соответствующем сайте и принимала звонки от HR-ов компаний. Отдельное место среди звонивших заняли менеджеры по персоналу агентств недвижимости. Подруга негодовала: «У вас что, вообще всех берут, кто телефоном пользоваться умеет? Где врач и где квартиры?!» Я на тот момент уже была главным экспертом в крупнейшем московском АН и с фанатичным рвением принялась защищать профессию, а вместе с ней и наших доблестных кадровиков, ищущих будущих звезд риелторского сообщества.
Но вынуждена признать, что доля правды в возмущении моей подруги все же есть. Порог входа у нас очень-очень низкий. Иногда, при работе с агентами-стажерами кажется, что его и вовсе не существует. Человек должен уметь читать/писать/считать/звонить и говорить — остальному научат. Или нет, тут как повезет. Официально специальности «риелтор» в России нет, профстандарты отсутствуют, государственная образовательная программа для подготовки специалистов по этому направлению – тем более. В результате любой человек «с улицы» может гордо именоваться риелтором. Не имея квалификации можно оказывать услуги (сомнительного качества) и получать свое комиссионное вознаграждение. Незабываемый негативный опыт от сотрудничества с такими горе-специалистами активно транслируется пострадавшими клиентами в интернете, в СМИ, среди друзей. Все это приводит к формированию устоявшегося представления о риелторах, как о необразованных, но наглых товарищах, жаждущих наживы любым путем.
Как человек, много лет работающий «по эту сторону баррикад», могу подтвердить, что таких коллег на рынке немало. С ними сложно, они часто вредят своим клиентам, разваливают сделки, пьют кровь контрагентов и производят очень много шума. Есть, правда, и другая категория: агенты-немые наблюдатели, которые присутствуют на сделке словно предметы мебели, ничего не делают, выезжая за счет старания толкового коллеги с другой стороны. И те, и другие пришли на рынок недвижимости зарабатывать легкие деньги. Ну, и дискредитировать коллег, о которых пойдет речь в этой статье)
А теперь о главном. Я считаю себя довольно образованным человеком (красный диплом самого любимого на свете биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, степень кандидата наук по онкологии РАМН, все эти научные публикации, патенты и прочее). Учиться меня научили, мыслить системно и широко – тоже, действовать в условиях многозадачности – разумеется. А еще 11 лет получения высшего образования показали, как преодолевать бюрократические, коммуникативные и эмоциональные препоны на пути к желаемому результату. И да, пришлось забыть о таких понятиях как лень или «не могу собраться». Но даже по сравнению с наукой, риелторский труд не кажется мне легким. Это высокоинтеллектуальная работа, где цена ошибки – десятки, а то и сотни миллионов.
Классный агент, с которым безопасно и выгодно, не только размещает правильное объявление в интернете и снимает трубку. Он должен:
- хорошо разбираться в рынке и его трендах
- ориентироваться в правовых документах
- понимать технические особенности объектов
- грамотно вести переговоры
- выстраивать схемы сделок
- эффективно взаимодействовать с банками, госорганами, подрядными организациями
- уметь успокаивать и поддерживать родного клиента.
И еще много дополнительных компетенций, без которых невозможна полноценная и квалифицированная услуга риелтора на сегодняшнем рынке. Не забываем, что при этом важно постоянно поддерживать уровень своей профессиональной осведомленности на бесконечных тренингах, семинарах, узкопрофильных образовательных сессиях. И выглядеть презентабельно, и говорить внятно, и о культурной жизни не забывать, чтобы клиент не загрустил от общения с нами. Для такого умственного тонуса нужны и интеллект, и отменный бэкграунд, и самодисциплина. Именно по этой причине успешными становятся в первую очередь коллеги с фундаментальным, пусть и не профильным образованием, которые много лет разрушают миф о риелторах-торгашах и напротив, формируют образ интеллигентного высокоинтеллектуального специалиста-консультанта.
Дмитрий Халин,
управляющий партнер Savills в России, специалист по элитной недвижимости
Наши лондонские коллеги шутят: не нашел другой работы - иди работать риэлтором. Отдадим должное английскому юмору, но реальность такова: без хорошего образования сегодня почти невозможно стать успешным риэлтором.В профессию я пришел после обучения в МГТУ им. Баумана (инженер-исследователь) и переподготовки в РЭА им. Плеханова (оценка бизнеса). Базовое университетское техническое образование помогает системно мыслить и действовать и в текущей профессии. Квалификация оценщика так же является серьезным подспорьем в работе риэлтора — c грамотной оценки объекта начинается взаимодействие с клиентами. Кроме того, помимо этих навыков, обучение включает в себя подготовку в области права, ипотечного кредитования и анализа рынков, что тоже полезно в работе.Для успешной карьеры современному риелтору, на мой взгляд, необходимо быть неплохим юристом, маркетологом, оценщиком и, при этом, прекрасным переговорщиком. Получить все эти знания в "одном флаконе" (в одном вузе) вряд ли получится. Наиболее близкие для успешной работы в сфере недвижимости московские вузы, на мой взгляд, РАНХиГС, ГУУ, Финансовый Университет. По практике нашей компании хорошим юристом могут стать и выпускники педагогических вузов - они прекрасные переговорщики и психологи.
Андрей Веселаго,
руководитель агентства недвижимости «Альтернатива есть!», Гильдия Риэлторов Москвы
Я получил фундаментальное естественно-научное образование: окончил Геологический факультет МГУ. Выбор ВУЗа был однозначным: вся моя семья окончила МГУ, мама там и работала. Я, правда, по специальности никогда не работал, более того, успешно трудился в совершенно другой области (компьютерная звукозапись) еще со школьных лет, но этому в те годы (конец 90х) нигде не учили.Главное, что дало мне обучение в Университете — умение учиться, возможность оперативно находить решения для самых нетривиальных задач, структурировать большие объемы информации. А еще кругозор, уровень общения и окружения - все это очень сильно влияет на мировоззрение и отношение к работе. Конечно же, я не применяю в риэлторстве знания о динамике сезонного промерзания и оттаивания пород в криолитозоне :-) А вот моя супруга, с которой мы учились и работаем вместе, получила второе высшее образование - Юрфак МГУ. И вот уже эта специализация имеет прямое отношение к нашей сегодняшней деятельности.Сегодня все очень сильно изменилось, появилась возможность получать очень специализированные знания, есть даже программы комплексной подготовки риэлторов на базе вузов. Но все равно это не высшее образование. Нужна база. Какая она будет — гуманитарная или инженерная - не так важно, как мне кажется. Наша профессия находится на стыке юридической науки, психологии, бизнеса. Мне кажется, этому вообще особо не научить. Общий уровень образования и многолетний опыт — единственный рецепт.Не думаю, что схема "хочу после школы выучиться на риэлтора" — рабочая. Здесь вообще нечего делать совсем молодым людям без жизненного опыта и широких социальных связей. Это скорее занятие для сформировавшихся людей, которые решили сменить профиль деятельности. А в качестве базы сегодня, как мне кажется, все-таки лучше будет юридическое, бизнес-образование, связи с общественностью, психология и подобное.К сожалению, бизнес в большинстве агентств недвижимости построен на наборе новичков без каких-либо требований к образованию и культуре в целом, обещаниях легкого и быстрого заработка миллионов для всех. Отсюда очень большая текучка кадров, низкое качество специалистов в среднем по рынку и в результате соответствующее отношение к профессии в обществе. Но зато когда встречаешься с хорошо образованным коллегой — это сразу видно.
Евгений Коноплев,
эксперт рынка недвижимости, Гильдия Риэлторов Москвы
По первому высшему образованию я математик, по второму высшему – социолог, диссертацию защитил по методам эффективной работы с информацией, после чего до прихода в риэлторы лет десять отработал в сфере массовых коммуникаций (работал и журналистом, и редактором, и пресс-секретарем и PR-щиком). Такой комплект – математик (системное мышление, умение считать) плюс социолог (понимание трендов) плюс пиарщик (умение правильно формулировать и доносить смыслы до разных аудиторий) я нескромно считаю «тремя тузами». В работе определенно очень помогает.Хотя "идеальный набор дипломов" может выглядеть и иначе.Если бы меня попросили завтра нарисовать учебный курс для университета, выпускающего риэлторов, и попросили бы приоретизировать предметы, то я бы предложил следующее.Во-первых, это должен быть человек, умеющий общаться, способный понимать других – понимать чужую систему взглядов, уважать чужие страхи. Эмпатия и эмоциональный интеллект, а также стрессоустойчивость и умение управлять собой - я бы называл главными навыками риэлтора. Ergo – психология в моем университете была бы на самом первом месте. Юрист у тебя может быть в штате агентства или на договоре, а вот навык эффективной коммуникации делегировать невозможно.На второе место я поставил бы одновременно юриспруденцию и экономику (отдав им равные приоритеты). Причем юридические знания я делал бы не профильными, а факультативными. Условно говоря, я учил бы риэлтора понимать, как мыслит юрист и какова актуальная судебная практика в нашей сфере права. Но учил бы так, чтобы риэлтор сам в юриста не превращался. Опытные риэлторы, прочитав это, наверняка прыснули со смеху. Друзья-юристы, простите – но вы сами знаете, что юридический взгляд на мир редко позволяет сохранить эмпатию и переговорную гибкость. Те, кому это удается – входят в зал славы профессии, на российском рынке их знают по именам. Риэлторы, получившие второе юридическое образование, не в счет – их ментальность уже была сформирована "до того как".Насчет экономики – таких оговорок нет. Взгляд на жизнь глазами экономиста риэлтору всегда помогает. Около 80% времени, выделенного на этот предмет, я отдал бы микроэкономике, и 20% макроэкономике. Потому что хороший риэлтор умеет не только показать клиенту «на пальцах» ROI рентного бизнеса (в Москве доходность от сдачи квартир в аренду составляет 4-5%), но и понимает, к каким последствиям приводят в среднесрочной перспективе изменения ключевой ставки ЦБ или в долгосрочной перспективе залив американской экономики «вертолетными деньгами».Да-да, за мировой политикой хороший риэлтор тоже следит, но этот курс я бы сделал совсем факультативным. В отличие от английского языка – но это для тех, кто более склонен к теоретике – ведь российский рынок во многом построен по лекалам американского, и ключевая мировая экспертиза в нашей сфере накоплена сами угадайте на каком языке.Ну и еще одно почетное место в моем учебном курсе занимало бы то, что можно назвать «материальной компонентой». Проще всего было бы назвать это строительными технологиями, условно говоря, умением отличать кирпичи от железобетонных панелей, а ПВХ-трубы от металлопластика. Но как только ваш клиент попросит вас продать его квартиру и помочь с выбором, какой дом на каком участке лучше купить – вам тут же понадобятся знания по почвоведению и даже (факультативно) по гидрологии. Не помешают и знания основ геодезии и рядя других примыкающих дисциплин. Чтобы вы могли обсудить на одном языке с клиентом не только какой брус лучше – клееный или профилированный, но и решить – свайный или ленточный фундамент должен быть на этом типе почв на данном удалении от водоемов. И хорошо бы знать высотные регламенты на строительство в данном регионе (или хотя бы знать, где и как быстро получить такую информацию). Но повторюсь, это уже факультативно - для расширения кругозора. Если только "загородка" не выбрана как основная специализация (что кстати, было бы очень по-американски, ведь там рынок домов преобладает).Таким (в общих чертах) был бы теоретический корпус в моем университете риэлторов. При этом, с самого старта занятий в нем я обязывал бы совмещать теоретические знания с работой «на производстве» (то есть, прикреплял бы учеников в качестве стажеров к опытным брокерам, для соотнесения знаний с реальностью и для понимания, как на деле происходит работа с клиентами). Да и к преподаванию я привлекал бы по большей части практиков, а не теоретиков.Если вам показалось, что это какая-то фантастическая картинка, то скажу вам, что риэлторов, прошедших такую школу, то есть, набравших такие знания по мере своего профессионального роста, очень и очень немало. Любой риэлтор с большим стажем это подтвердит. Когда-нибудь именно такие эксперты будут задавать тон на рынке. Мы уже идем в этом направлении. Причем, быстрее, чем многие считают.
Как видите, все наши герои, да и я сама, могли бы с легкостью реализоваться в «серьезной» профессии. Но мы выбрали помогать людям решать трудные вопросы с их недвижимостью — дело, которое мы любим и в котором максимально полезны.
Пока полноценный многолетний университетский курс подготовки риелторов – всего лишь наша мечта, приходится повышать профессионализм не только ежедневной практикой, но и с помощью дополнительного образования. Оно не системное, а ложится на имеющийся базис, заполняющий пробелы ровно в той степени, насколько это требуется каждому из нас.
Иными словами, процесс получения новых знаний и шлифовки имеющихся у риелторов бесконечен. Только так можно оказывать действительно высококвалифицированную помощь нашим клиентам. Поэтому дорога в профессиональные риелторы закрыта для тех, кто не любит учиться или не умеет оперировать огромными объемами совершенно разнородной информации. А стереотипных халявщиков, считающих, что риелтором может стать каждый, — ждет разочарование.