Уметь принимать на себя ответственность необходимо не только руководителям какого-либо звена. Важно это и в научных разработках.
Суперответственным человеком был учёный-металловед Андрей Анатольевич Бочвар. Он родился в семье учёного и был потомственным металловедом. Да, такое тоже бывает!
Его отец Анатолий Бочвар организовал первые в Москве специализированные лаборатории – металлургическую и металловедческую, основал кафедру в институте цветных металлов и золота (теперь МИСиС).
Сын же Андрей Бочвар пошёл значительно дальше!
Начав работать чертёжником и закончив химический факультет МВТУ им. Баумана, Бочвар защищает первую металловедческую докторскую работу, становится академиком и профессором, пишет учебники по термической обработке металлов и металловедению, преподаёт.
И так бы Андрей Анатольевич мог бы и остаться в памяти студентов и институтов просто хорошим преподавателем. Но это был настоящий учёный с непререкаемым авторитетом и высокой ответственностью за то, что он делает.
Сверхпластичность сплавов
Это открытие - одно из главных в жизни учёного. Его практическая ценность не исчерпана до сих пор!
Сверхпластичность сплавов лежит в основе сверхпластичной формовки. С её помощью можно получать тонкостенные детали сложной формы, выдувая их из тонкого листа материала. Так в детали сокращается число болтов, заклёпок, сварных швов, уменьшается вес и стоимость изделия.
Сверхпластичность – это не свойство кого-то определённого металла или сплава. Это определённая мелкозернистая структура, которая при обработке давлением и даёт возможность получить сверхпластичные свойства.
Многие сплавы магния, алюминия, меди, титана, железа можно деформировать в таком режиме. Сейчас научились делать сверхпластичными даже хрупкие керамические материалы.
Материаловедение ядерных материалов
Сразу после войны, когда в нашей стране остро встал вопрос о необходимости получения атомной бомбы, по приглашению академика Курчатова, Бочвар становится научным руководителем работ по проблемам металлургии плутония.
Андрей Анатольевич создавал уникальные технологии, которые помогли в самые короткие сроки получить ядерное оружие. Ведь плутоний – основа ядерной бомбы – был совершенно неизученным металлом. Необходимо было получить информацию о его структуре и свойствах, чтобы осознанно использовать в разработках.
Ядерные материалы – это не только страшное оружие. Это энергия. Бочвар участвовал в разработках материалов для топлива первой в мире АЭС, ядерно-энергетических установках на атомных ледоколах. Им заложены основы получения сверхпроводящих материалов.
Успех в работе команды
Таких огромных успехов невозможно достичь в одиночку. И Андрей Анатольевич сумел собрать вокруг себя команду единомышленников. Привлекал к работе только лучших специалистов, создавая не просто команду, а научную школу.
Лучшие выпускники престижных вузов стремились «под крыло академика». Работа с Бочваром сулила не только интересную работу, но и перспективы в карьерном плане. Однако сам академик предъявлял очень высокие требования ко всем кандидатам в свои ученики.
К примеру, сам читая на трёх иностранных языках, требовал свободного владения языком и от окружающих его учёных, не принимая никаких возражений.
Очень плохо относился к необязательности других людей, не терпел, чтобы повседневный труд выдавали за что-то сверхъестественное. Становился сразу резким и нетерпимым с такими, несоответствующими его шкале моральных ценностей, людьми.
Сам Андрей Анатольевич был очень скромным человеком и никогда не использовал «служебное положение» в собственных интересах. Курчатов даже прозвал Бочвара «тихоней».
Специалистам компании СЛТ близки взгляды на жизнь академика Андрея Анатольевича Бочвара. Научные исследования, подтверждённые практикой – что может быть лучше для использования в современном литейном производстве?
cltgroup #cлт #производства #бочвара #ядернаябомба #исследования