Проводя тренинги и семинары, часто слышу вопрос: «что такое коучинг?» Либо в беседе с HR специалистами или другими тренерами слышу различные интерпретации понятия коучинг. Во многих компаниях коучинг понимают как наставничество, то есть умение опытных сотрудников передавать знания новичкам и опекать их. Некоторые считают любого тренера коучем, ведь на западе спортивный тренер называется коучем. Но в английском языке не только спортивный тренер — это коуч, но и карета, междугородний автобус, вагон поезда — все это коуч.
И именно от слова карета берет свое начало слово коуч. Если обратиться к истории и этимологии слова коуч, то мы придем в Венгрию, а точнее в город Коуч, где в средние века делали очень хорошие кареты и повозки. Эти кареты и повозки покупали по всей Европе, в том числе и в Англии, и через какое-то время все позабыли о том, что коуч — это город, а стали использовать это как имя собственное для кареты.
Примерно как сейчас произошло с Ксероксом. «Xerox» – это компания, производящая различную электронную технику, в том числе и копировальные аппараты. Эта компания была первой и самой массовой в производстве копировальной техники, и это привело к тому, что сейчас все копировальные машины называются ксероксами, а вместо фразы «сделать копию» говорят отксерить. То есть в обиходе появилось новое слово, которое прижилось и используется. Я думаю, со временем может быть люди уже не будут помнить о существовании компании «Xerox», но будут использовать слово отксерить как глагол от непонятного существительного ))).
Что же дальше происходило со словом коуч? В конце 19 века по аналогии с повозкой или каретой, которая доставляет пассажира в нужное ему место, коучем стали называть преподавателей, а точнее репетиторов, которые готовили школьников к поступлению в ВУЗ, то есть они становились средством для попадания, репетируемого в желаемое учебное заведение.
Шло время, и про репетиторов тоже забыли и стали называть коучами преподавателей и наставников, как на востоке существует обобщенное название для учителя – мастер или в Индии – гуру, так и в Англии стали использовать слово коуч. Затем это слово перекочевало в спорт, и именно спортивных преподавателей или тренеров стали называть коучами. А если обыкновенный школьный или вузовский преподаватель использовал в обучении какие-то спортивные методики, то про него говорили, что он коуч и использует элементы коучинга, но что такое коучинг конкретно никто не мог точно описать еще в середине 20 века.
И вот, в 70е годы прошлого столетия появился Тимоти Голви, который преподавал в Гарварде и написал книгу под названием «Внутренняя игра». Там он рассказал о коучинге как методике преподавания в спорте. На примере тренировок игры в большой теннис он увидел, что большей эффективности добиваются те тренеры, которые используют не авторитарный подход, а дают большую свободу своим подопечным, но эта свобода, являлась и ответственностью игрока за принятые им решения.
Голви пришел к выводу, что основные барьеры у игрока кроются внутри него самого и советы и рекомендации тренера исходят из опыта и представлений тренера, который не знает ничего о внутреннем мире подопечного и о том, что происходит в его голове в каждый момент времени. Поэтому те тренеры, которые правильно направляли ход мыслей своего подопечного, добивались больших результатов, а самый эффективный способ заставить человека задуматься — это задать ему вопрос.
После этого спортивные тренеры начали использовать метод коучинга, задавания наводящих вопросов, которые активизируют внимание игрока на нужных моментах и помогают игроку избавиться от внутренних барьеров. Голви обнаружил, что когда тренируемому удается преодолеть внутренние барьеры, то его тело автоматически перестраивается на максимально эффективную работу и достигает наилучшего результата.
Хороший пример на эту тему приводит ученик Голви сэр Джон Уитмор: «В теннисе важно, чтобы игрок концентрировался на мяче, и от того, насколько он внимателен, зависит успех игры. Все тренеры это понимают, но они делятся на две категории — на тех, которые постоянно об этом говорят игроку в приказном порядке, и тех, кто задает игроку отвлеченные вопросы о мяче». Я считаю, для взрослого человека есть большая разница в том, когда ему кричат: «Смотри на мяч!» или «Будь внимательнее!» — это может восприниматься как покушение на его личную свободу. А вот когда его спрашивают: «Какого цвета мяч?», или «Сколько раз он поворачивается в воздухе, пока летит?», или «Что на нем написано?» — это не ущемляет эго взрослого человека, но заставляет его концентрироваться на мяче. В этом и есть суть коучинга – задавать правильные вопросы в нужное время.
Коуч – это специалист в разных областях, но самая главная его профессиональная заслуга — это умение внимательно наблюдать за клиентом и вести его в нужном для достижения цели направлении, не давая советов, а только задавая вопросы. Данная методика помогает человеку обратиться внутрь себя и найти в себе необходимые для достижения цели ресурсы, самому найти ответы на вопросы, которые волнуют человека.
В данном случае коуч, в отличие от подруги или друга, не дает советов, суть которых не относится к человеку, обратившемуся за советом, так как совет полностью взят из опыта человека, дающего совет, — это то, как он бы поступил в данной ситуации. Но у нас разный жизненный опыт, разное воспитание, разные ценности, разное окружение, различная нервная система, поэтому то, что хорошо для одного — для другого совершенно не подходит. Хороший психолог или священник никогда не даст совета, он будет использовать вопросы или метафоры (иносказания). Поэтому коуч помогает добиться устойчивых результатов и понять истинность цели даже в тех сферах, в которых он сам не является специалистом.
По моему мнению, коуч должен не только уметь говорить и слышать, но и обладать специальными знаниями в области психологии, нлп, менеджмента. Поэтому не достаточно пройти 4-5 ступеней обучения коучинга для того, чтобы стать хорошим коучем, такое первичное обучение коучингу поможет лишь начать двигаться в правильном направлении.
В нашем центре предусмотрена двухуровневая система обучения профессиональному коучингу основанная на последних международных разработках, это «Коуч практик» и «Коуч мастер». Обучение коучингу проходит в Москве.
Ступени обучения:
Сертификационный курс «Professional Coach Practitioner»
Сертификационный курс «Professional Coach Master»
Учитесь, дерзайте, помогайте друг другу и откажитесь по возможности от вручения и принятия такого подарка, как совет.
Помните, что коучинг в управлении персоналом, в продажах, образовании и других отраслях в России и других странах мира не подразумевает обучения в традиционном его понимании. Коучи не дают советов. Они подводят клиента к тому, что он сам принимает решения.