Найти тему
Ольга Николаева

МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

У общежития технологического института стояла «Скорая». Рядом толпились любопытные. Переминались с ноги на ногу, вглядывались в окна. Вообще-то, экстренный вызов медиков в общагу – случай крайне редкий. Студенты – народ особый. Сильный, выносливый. Ведут здоровый образ жизни, вредными привычками не злоупотребляют. Сейчас стояли растерянные, спрашивали друг у друга:

- Вы не знаете, что случилось?

- Не слышали, к кому приехала медпомощь?

Вдруг толпа загудела, по ней пробежал вздох ужаса: на носилках вынесли Варю Титенко. Лицо бледное, как полотно, глаза закрыты. Быстро погрузили в автомобиль «скорой помощи». Водитель включил мигалки и сирену. Было понятно, что случилось что-то очень серьёзное. Но что? Девчата, соседки по комнате, хранили молчание.

Но шила в мешке не утаишь. По общежитию поползли слухи, один неправдоподобнее другого. Но всё сводилось к одному – Варя только что попыталась покончить с собой. По версии одних, из-за несчастной любви. Другие утверждали, что её преследовал какой-то странный человек, требовал, угрожал. Так или иначе, но факт остаётся фактом: девушка вскрыла себе вены. Значит, ситуация была для неё безвыходной. И единственный выход, получается, наложить на себя руки?..

Пазл не складывался. Потому, что в Вариной жизни внешне всё было хорошо. Успешна в учёбе (уже третий курс), активна в общественных делах. Сама всегда на позитиве. Да и недостатка в кавалерах не наблюдалось.

На следующий день в общежитии появились сотрудники милиции. Вместе с воспитателем общежития Валентиной Антоновной прошлись по комнатам, побеседовали с постояльцами. Попытка суицида – дело нешуточное. Надо непременно опросить свидетелей. Каждого по отдельности. Кто что видел, слышал. Что-то ведь толкнуло девушку на крайний шаг. Может, здесь имеет место быть злой умысел? А доведение до самоубийства - это уже серьёзная статья Уголовного кодекса.

Дольше всех представители власти задержались в комнате Варвары. Девочки, все четверо, рассказали без утайки, как было дело. В тот день между ними разгорелся жуткий скандал. Всему виной – пропажа крупной суммы. Галя и Люба, вернувшись в общежитие после занятий, обнаружили, что их деньги таинственным образом исчезли. Ещё утром были целёхонькие, вся стипендия, за целый месяц. Для них это настоящая катастрофа – родные сёстры, из малообеспеченной семьи, помощи ждать неоткуда. Ситуация выходила критическая. Дверь в комнату не взломана, замок тоже без повреждений. Получается, что на деньги позарился кто-то из своих. Но кто? На кого подумать? Стали рассуждать логически. Сёстры, а также Люда с Тоней живут вместе уже третий год. Варю к ним подселили полгода назад. Раньше с ними ничего подобного не происходило. А в этом году бывало так, что недосчитывались в кошельке одной-двух сотен. Теперь вот не стали мелочиться, замахнулись на всю стипешку. В отношении Варвары подозрение у них уже было. И девчата пошли ва-банк. Конечно, это был рискованный шаг – предъявить прямо в глаза такое серьёзное обвинение… И они не ошиблись. На её глазах, из её матраса извлекли на свет божий пакет с крупной суммой денег. Отпираться не имело смысла. Разговор был очень жёстким.

- Завтра все вместе идём в милицию, - было объявлено воровке.

В комнате повисла напряжённая тишина. Её прерывали лишь звуки дыхания и лёгкое шуршание. Это Варя, укрывшись с головой под одеялом, стягивала на себя одну за другой свои вещи, что висели на спинке кровати. Очень нехорошее предчувствие закралось в душу Людмилы. Она вдруг резко поднялась и подошла к Варе, откинула одеяло. Та лежала, истекая кровью. Ею было пропитано всё – постель, юбки, блузки…

Дело получило широкую огласку и имело огромный резонанс. О страшном происшествии не говорил только ленивый. Общежитие гудело, как растревоженный улей. Это же просто не укладывалось в голове. Нормальная вроде девчонка, из вполне благополучной семьи.

Тут стали всплывать интересные подробности. Раньше на них и внимания не обратили, отмахнулись и благополучно забыли. А небольшие тревожные звоночки были и раньше. Конечно, распознать их трудно, если человек раньше не сталкивался ни с чем подобным.

Соня Закирова из параллельной группы рассказала, что на первом курсе ей довелось снимать одну квартиру вдвоём с Варей. Правда, недолго. Совместное проживание стало тяготить Софью.

- Девочки, ну посудите сами. То помада вдруг исчезнет, то порошка стирального на месте не окажется. То шоколадка куда-то вдруг запропастится, - поделилась девушка.

- Тебе что, жалко? – всегда один и тот же ответ.

Да нет, ей не жалко, но нельзя же без спроса. Теперь, уже задним числом, она осознала, что и денежкой не гнушалась её соседка по жилью. Точный счёт деньгам Соня не вела, но видела, что они куда-то утекают. Вот и мама обратила на это внимание. А Соня ведь экономно жила. Но не пойман – не вор. Догадки догадками, а доказательств-то нет…

Тут же припомнили случай двухлетней давности. После первого курса это было. Поехали всей группой к морю. Отдохнуть и денег подзаработать. До обеда собирали фрукты в совхозном саду, остаток дня купались и загорали. Жили все вместе в небольшом домике. В один из таких дней Варя сказалась больной и осталась дома. По возвращении девчат ждала очередная байка. Дескать, лежала она, больная и несчастная. Как вдруг в открытое окно просунулась детская рука и схватила всё, что под неё попалось. Какие-то безделушки и немного мелочи. Конечно, фантазёрке поверили на слово. Даже не усомнились.

А когда домой возвращались, в поезде случился конфуз. В одном вагоне с ними ехал молодой симпатичный попутчик. Юноша имел неосторожность похвастаться перед девчатами фирменной авторучкой, со своими инициалами. Ему уже пора выходить – его станция – а вещь пропала. Суета, толчея, неразбериха… Наверняка сам куда-нибудь засунул, потом отыщется. На том и порешили.

- Если человек болен клептоманией, его ничто не остановит, - заключила Лариса, староста группы.

- Не скажи, - возразила ей Тонечка, это не клептомания, а чистой воды воровство. До поры до времени всё сходило нашей Варе с рук. Всё дело в безнаказанности. Когда человек уверен в своей безнаказанности, он может творить что угодно. И не надо её оправдывать.

- Сколько верёвочке ни виться, а конец будет, - живо поддержали Тоню остальные.

- Девочки, вы не кипятитесь, послушайте меня, - не успокаивалась Лариса, - я никого не оправдываю. Просто я читала, что клептомания – это психическое расстройство, когда человека тянет что-то украсть. Он не планирует кражу, а просто берёт то, что «плохо лежит», то есть оставлено без присмотра. Позже он может даже выкинуть украденное за ненадобностью.

- Что-то наша Варя совсем не похожа на психическую…

- Вот-вот, просто себе на уме…

Спор не утихал до поздней ночи. Расходились по своим комнатам возбуждённые, взбудораженные. Но каждый остался при своём.

… Актовый зал института был полон, но всё равно не смог вместить всех желающих. На повестке дня персональное дело студентки 3-го курса факультета лесного хозяйства Титенко Варвары. Случилось настоящее судилище. Такого накала страстей здесь раньше не наблюдалось. Вердикт был таков: исключить из комсомола! А это означало автоматическое исключение из ВУЗа. Нешуточное решение для судьбы человека, его будущего.

С того дня Варвару никто не видел. Никогда. Как в воду канула. «Вынырнула» через 15 лет. Объявилась в родном посёлке, где проживали родители. Сама уже давно обосновалась в другой области. Жила своей, вполне нормальной жизнью: хорошая работа, семья, дети. На малой родине быстро наладила контакты, организовала встречу одноклассников. Варя мало изменилась. Такая же говорливая, бойкая, непоседливая. Ластилась к парням и девчатам, готова была всех обнять и расцеловать. Назанимала денег…

Домой вернулась сама не своя, тихая и подавленная. Отправила мужа и детей на дачу, осталась дома одна. Они нашли её повешенной…