В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Молодые годы провёл он в войнах и походах, а как стал в лета входить - спохватился. Царство-то он большое завоевал, а ни жены, ни детей у него нет, да и здоровье пошаливает. Соседи не ровен час заметят слабину его, да войной со всех сторон пойдут. Призаду-мался царь: «Что делать?» и велел он мудрецов позвать со всей страны, чтобы вместе решить вопрос государственной важности.
Долго рядили-судили мудрецы. Вроде дело ясное: надо женить царя, царица родит наследника, а здоровье царя всегда можно травками-муравками, заговорами да зельями целебными поправить. Это если с одной стороны посмотреть. А с другой стороны царя женить – не простолюдину свадебку сыграть! Свадьба царская дело долгое, хлопотное. Опять же пока царица дитя родит, пока наследник в возраст войдёт, царь совсем старым да немощным сделается. Как тут государство от смуты уберечь?! Часы царские тикают быстро, а жена и наследник нужны незамедлительно. Да где ж сыскать такую девицу царских кровей, чтоб богатыря родила сразу? Неведомо это царским мудрецам. Сушат они понапрасну седые головы. Разгневался царь. Пообещал отрубить головы мудрецам, если в течение трёх дней ничего не придумают. Разбрелись в страхе мудрецы по домам думу думать.
А у одного мудреца дома был внучок маленький. Сидит мудрец, голову руками обхватил, печалится, не знает, чем царю помочь. Пожалел внучок дедушку, подошёл к нему и вложил в руку апельсин. А потом сказал: «Поешь, дедушка, авось полегчает. Как я хотел бы, чтобы этот апельсин был не обычным, а апельсином, исполняющим желания. Тогда он точно помог бы тебе с любым царским заданием справиться».
Насторожился мудрец. «А что это за апельсин, исполняющий желания, и откуда ты про него знаешь?» - спросил он у внука. «Ребята соседа нашего, пастуха, рассказывали, а им отец рассказал, что в Синих горах раз в три года открывается тропа в горное царство. И растёт посреди этого царства лес невиданный, полный чудес и волшебства, и зверья в том лесу, и птиц видимо-невидимо, и все говорить умеют по-человечьи. Кто лес пройдёт, в апельсиновую рощу попадёт, где стоит дворец чудный мраморный. А живёт в том дворце царевна. Да так она хороша и пригожа, что и слов не хватает её описать. И есть у неё в саду диво-дивное: малое деревце апельсиновое, что цветёт раз в десять лет и плодоносит одним апельсином. А апельсин этот не простой. Стоит загадать желание и съесть одну дольку, как желание тут же сбывается. Да и сама царевна непростая. Кто замуж её возьмёт, тому она дитя родит, что за три дня богатырём станет. Так-то», - ответил внук. Мудрец как услышал слова внука, расцеловал его в обе щеки, подхватил свою мантию и побежал к соседу-пастуху о чудо-апельсине расспрашивать.
Пастух охотно рассказал мудрецу всё что знал, а от себя добавил, что ежели из кожуры апельсина настой сделать, и потом старому человеку дать выпить, то тот помолодеет и проживёт ещё столько же лет, сколько до этого прожил. «А ещё,- сказал пастух, -поговар-ивают старики, что через несколько дней проход откроется, и это будет единственный раз, когда время открытия прохода и созре-вания апельсина совпадут». Поблагодарил мудрец пастуха, пода-рил ему кошелёк с золотом на подарки его ребятишкам. А сам еле смог утра дождаться, чтобы пойти да всё царю доложить.
Обрадовался царь и тут же приказал по всем городам и сёлам, де-ревням и посёлочкам указ объявить, что будь то боярский сын, купеческий или крестьянский, и принесёт он апельсин желаний в месячный срок да ещё и царевну приведёт с собой, то подарит царь ему полцарства и сделает своим первым министром!
Много желающих пришло к царскому дворцу, но как узнавали, что идти надо в Синие горы, в горное царство, так и отступали. Наконец, остались только трое молодцев, трое статных красавцев-богатырей: сын боярский Андрей, сын купеческий Егор да сын крестьянский Семён. Оседлали они коней и отправились в селение, где мудрец жил, чтобы взять пастуха в проводники.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Два дня и три ночи пробирались богатыри с пастухом сквозь дремучие леса, через широкие овраги да быстрые реки и подошли, наконец, к подножию Синих гор. С первыми лучами солнца задвигались горы, и открылся проход – каменистая отвесная тропа в волшебное гор -ное царство. Дальше богатыри отправились сами. Пастух отказался идти. И так семья заждалась его дома.
Вьётся тропа между скал. То солнце светит путникам в глаза –слепит, то вдруг снежный буран налетает, крутит вихри, скользят копыта коней; то гром прогремит, эхом тысячекратным отзовётся, оглушает путников. Трудно богатырям, но не сдаются. Лишь только раз сын купеческий Егор коня поворотил. Тут же солнце ласково заулыбалось, нежно пригрело, травка на склонах зазеленела, цветочки распустились, и тропа стала ровная, хоть яйцо кати. А вдалеке уже лес волшебный чернеет, светится.
Едут богатыри через лес, через буреломы перебираются, сквозь колючие заросли продираются; деревья шумят-грозят, кусты ветками за одежду да сбрую конскую цепляются, не дают проехать дальше. Трудно богатырям, но не сдаются. Лишь только раз поворотил коня Андрей, боярский сын. Сразу лес зазеленел, деревья ветки подняли, кусты расступились. Дорогу обратно дают.
Долго ли, коротко ли едут, только есть захотели богатыри. Огляделись вокруг: нет ни ягод, ни орехов. Зверь не пробегает, птица не пролетает. Заприметил только Семён, крестьянский сын, гнездо на дереве, решил, может яички там лежат. Да и другие богатыри были не прочь яичницей подкрепиться. Полез Семён на дерево. Не оказалось яиц в гнезде, только лежала дудочка странной формы, корявенькая. Взял её с собой Семён. Не зря же на дерево лазал.
Делать нечего. Затянули богатыри пояса потуже и дальше поехали. Так и добрались до апельсиновой рощи. Андрей с Егором потихоньку вперёд поехали, а Семён отстал, залюбовался рощей.
На одних деревьях цветы душистые распустились, на других уже апельсины, как оранжевые фонарики, висят. Да ещё и цветы, и апельсины будто изнутри светятся. Вдруг шум Семёну послышался. Будто кто-то крыльями машет, хлопает, и откуда-то звон колокольчиков раздаётся. Свернул Семён с дорожки и увидел, что на одном из деревьев сойка бьётся. Пригляделся Семён, а все деревья опутаны тонкими золотистыми шёлковыми нитями и колокольчики на них подвешены. Вот сойка в них и запуталась. Видать хотела апельсином полакомиться, да сама попала в шёлковые путы. Пожалел Семён птицу, освободил ей лапки. Выпорхнула сойка из рук Семёна, взлетела на ветку, скосила на него чёрный глаз и молвила чётким человеческим голосом: «Спасибо, добрый молодец, что спас меня. Не оставил моих детей сиротками. За это я тебя отблагодарю. Секрет страшный открою. Не простая дудочка у тебя, а волшебная. Стоит только сказать тебе любому человеку, зверю или птице: «Иди за мной!» и подудеть три раза, как тот пойдёт за тобой всюду, куда бы ты ни пошёл. А теперь прощай! Да совет напоследок выслушай: берегись царевны! Больно она умна да хитра! Речи её сладки, только, где правда, где ложь может распознать человек с чистым сердцем и чистыми помыслами. Береги себя, Семён, да товарищей своих предупреди, чтоб в беду не попали!» С этими словами сойка взлетела в небо и направилась в волшебный лес. А Семён поспешил за товарищами. Те уже поджидали у ворот дворцовых и спорили. Лучше с правой стороны забор перелезть или с левой. Справа забор пониже, но там кусты роз колючие, слева забор повыше, там деревья ветки удобно свесили. Семён постарался их урезонить. «Что мы – воры какие? - сказал он. - Зачем через забор лезть? Давайте, как честные люди, сквозь ворота пройдём!» «Да ты что?!- замахали руками Егор да Андрей.- Как можно?! Надо всё тайком сделать. И царевну спящей забрать, и апельсин из сада. Вот ночи дождёмся и полезем. Егор справа, а Андрей слева. С двух сторон зайдём, чтоб наверняка.» Помотал головой Семён: «Вы как хотите, а я через ворота пойду. Может царевну на себя отвлеку да от ваших голов беду отведу». На том и порешили.
Андрей, боярский сын, пошёл налево. Егор, купеческий сын, пошёл направо. А Семён, крестьянский сын, подошёл к воротам и застучал в них молотком, висевшим сбоку. Ворота отворились, зазвучала музыка, встал Семён на дорожку и вот чудо!.. Та сама его ко дворцу понесла. Семён только с непривычки руками размахивал, чтоб не упасть. Принесла дорожка богатыря к самому дворцовому крыльцу и остановилась. Осмотрелся Семён вокруг. Красота такая – аж дух захватывает! Дворец из белого и розового мрамора, колонны и наличники резные, в окна цветные витражи вставлены с картинками; двери палисандровые, узорчатые; перила дубовые, крепкие; крыша золотой и серебряной черепицей поблёскивает. Деревья вокруг растут невиданные, цветы распускаются красоты неописуемой! Вода в фонтанах сверкает хрустальными струйками. А от ароматов голова кругом идёт. Пошёл Семён по ступенькам на крыльцо, так каждая ступенька свою музыку заиграла. Никак тихо во дворец не пройти! Да Семён и не думал таиться, помнил совет сойки про чистые помыслы. Дворцовые двери (одних других краше) сами открывались перед Семёном и привели его в тронный зал, где в парчовых подушках полусидела-полулежала на троне богато одетая девушка. Лицо её было прикрыто вуалью, только глаза её прекрасные, пронзительно-чёрные пытливо впились в лицо вошедшего юноши. А тот стоял онемевший, ошарашенный от чудес, происходивших с ним. Видя, что вошедший и слова вымолвить не может, решила девица первой заговорить. «Зачем пожаловал, добрый молодец? - строго спросила она. – Что забыл ты в моём горном царстве?» Совсем оробел Семён. Вот так сразу сказать хозяйке дворца, что пришёл он её увести в жены своему царю и забрать апельсин исполнения желаний – язык не поворачивается, а солгать нельзя, хозяйка быстро неправду раскусит. Молчит Семён, думает, как быть? «Ну? – поторопила его девица и недовольно отбросила вуаль с лица. Если Семён раньше дар речи потерял, то теперь всякое соображение потерял, до того девушка была чудо как хороша! Засмеялась красавица, хлопнула в ладоши. Будто из-под земли появились богато накрытые разными яствами столы и мягкие диваны. «Видно, богатырь, ты совсем силы потерял, пока сюда добирался, даже на голос их не осталось,- насмешливо протянула девушка. – Что ж сядь, отдохни на мягких диванах, поешь кушаний сладких, попей напитков медвяных, хмельных. Наберись сил, может тогда расскажешь всё-таки с чем пожаловал!»
Решил Семён воспользоваться приглашением. Сидит, ест, пьёт, на красавицу украдкой поглядывает, а сам всё думает, как же ей о цели своего прихода сказать. Вдруг шум, гам, грохот, рык, рёв, вой раздались от входных дверей. В тронный зал прокосолапили два медведя. Между ними шёл бледный Андрей. Следом вбежали два огромных матёрых волка. Между ними шёл испуганный Егор. Красавица молча смотрела на вошедших. Потом махнула рукой. «Поймали у левого крыла дворца возле фонтанов, ваше величество,» - проревели медведи. «Поймали у правого крыла дворца в цветнике, ваше величество,» - провыли волки. «Что ж, - нахму-рилась красавица, - говорите, лихие люди, зачем пришли?» Андрей и Егор молчали, только переглядывались. «Да отвечайте же! - потребовала нетерпеливо девушка. - Что-то на всех моих гостей сегодня «молчун» напал!»
«Я случайно во дворец попал, ваше величество, - сказал Андрей, - заплутал я в апельсиновой роще, захотел пить сильно и неожиданно вышел к забору у дворца. Увидел ваши фонтаны, и так жажда меня замучила, что не выдержал я, перелез через забор, чтобы воды из фонтанов испить. Тут меня ваши медведи и окружили».
«И я случайно в ваш дворец попал, ваше величество, - сказал Егор. - Вышел я одурманенный из апельсиновой рощи. Да так голова разболелась, что шёл и не видел, куда сам иду. Вышел к забору дворца. Увидел цветник и вспомнил, что головную боль можно вылечить другим ароматом. И так у меня голова болела, что больше ни о чём другом думать не мог, только как избавиться от боли. Вот так я и попал в цветник, хотел ароматом роз вылечиться».
Посмотрела красавица на Егора, посмотрела на Андрея. Да так взглянула, будто в душу каждого заглянула. Снова глянула на Андрея, затем на Егора, посмотрела на Семёна…И засмеялась…Да так звонко и нежно словно монетки серебряные по полу рассыпались. «Ох, и горазды вы врать, добры молодцы! Ох, и горазды!» -заливалась красавица. «Ну, а ты какую байку выдумаешь?» -обратилась она к Семёну. «А то и скажу, ваше величество, что пришёл я сватать Вас за нашего царя, а в приданное просить апельсин исполнения желаний», - выпалил Семён и зажмурился. Ну, как за дерзость такую велит его красавица диким зверям растерзать! Улыбнулась красавица: «Ты хоть и не всей правды сказал, полуправдой прикрылся. Но всё лучше ответил, честнее. Тебя пока милую. А этих, - обратилась она к зверям, - в кандалы и в подпол. Завтра решу как с ними быть». Опять будто из воздуха появились кандалы, сами собой наделись на руки и на ноги Егора и Андрея, и звери увели богатырей из зала. «А ты, добрый молодец, -сказала красавица, - поспи, отдохни. Да подумай хорошенько, что ты мне завтра скажешь!» Девушка опять хлопнула в ладоши. Появились две лисы и повели Семёна в спальню.
Мягкая была постель, перины пуховые, подушки шелковые, покрывала бархатные. Но не спалось Семёну. Всю ночь он ворочался. И так, и этак прикидывал, что ещё сказать. А выходило, что лучше правды ничего нет! Да немного боязно было богатырю. Всю жизнь не робел, а тут забоялся. От неосторожного слова зависела не только его жизнь, жизнь Андрея и Егора. Была ещё одна причина, по которой должен он был вернуться живым и в срок. При отъезде царь с каждого богатыря взял залог: с Андрея шкатулку дорогих камней самоцветных (рубинов, жемчугов, сапфиров, алмазов), с Егора сундук золота. А у Семёна не было ни самоцветов, ни золота. Мать его любимую царь взял в заложники и сказал, что коли Семён не вернётся в срок, заточит его мать в острог. Вот мысли о матери и не давали спать добру молодцу.
А утром он ни свет, ни заря уже ожидал царицу в тронном зале. Девица появилась к полудню, села на трон и кивнула милостиво: «Говори!» И рассказал ей Семён всё-всё. И про необходимость царя в наследнике и про заклад, и про мать в царёвых заложниках, и про рассказ мудреца об апельсине исполнения желаний, про награду не утаил. Даже про то, что хотел он воспользоваться волшебной дудочкой, чтобы царицу за собой обманным путём увести. Выпалил всё единым духом, а в конце попросил отпустить товарищей, которые не по злобе своей, по глупости не послушали его, Семёна, и решили тайком во дворец попасть. Замолчал Семён и стал приговора ждать. Потекли минуты томительно. Царица размышляла. И досадно ей было, и смешно каким манером царь сватов заслал: один пришёл сватать, а двое похитить. С апельсином расставаться она не собиралась, такая вещь самой в царстве нужна. С другой стороны очень её хотелось посмотреть внешний мир, да и мать Семёна ей чисто по-женски было жалко. С третьей стороны надо было Андрея с Егором покарать, да была она девушкой мягкой и отходчивой, И Семён парень хоть куда, за него бы она замуж охотно пошла и в царстве своём оставила. Думала царица, думала, решала, искала лучший выход. И, кажется, нашла. «Вот что, поеду я с тобой. И товарищей твоих отпущу. Но с условием, когда выедем отсюда, вы съедите по дольке апельсина забывчивости, чтобы не смогли больше никому рассказать, как попасть в мой дворец и как выбраться из страны. С апельсином желания я придумаю, как поступить.» Обрадовался Семён, на всё согласился. Привели Андрея и Егора, ни живых, ни мёртвых. Сняли звери с них кандалы. Пригласили за стол – позавтракать. Повеселели Андрей с Егором. А царица хлопнула в ладоши. Из боковых дверей вошли лев и львица. «Вы остаётесь на царстве пока что вместо меня, - сказала она львам. – Не беспокойтесь обо мне, я скоро вернусь». Вышли все вместе на крыльцо дворца, топнула царица ножкой. Вывели медведи трёх коней. Богатыри начали седлать коней, а царица пошла в глубь сада и вернулась с двумя апельсинами: апельсином забывчивости и апельсином исполнения желаний. Посмотрел Семён на солнышко, чтобы понять сколько времени. Чувство у него было, что прошло много времени, а не один день. И царица подтвердила, что в горном царстве один день трём обычным равняется. Просит Семён царицу, чтобы разрешила она дольку апельсина ему съесть и исполнить желание: тотчас очутиться у царева дворца. Очень уж Семён за матушку переживал, как бы в острог она не попала. Взобрались Андрей и Егор на своих коней молча. Живые, и на том спасибо. А царица села к Семёну на коня, сама апельсин почистила, сама дольку Семёну в рот положила, и желание его вслух произнесла, потому как апельсин исполнения желаний только её желания и выполнял. Это был большой секрет, и раскрывать его царица не собиралась никому.
Как только путники оказались у царских ворот, сошла царица с коня, очистила второй апельсин и дала одну половину Егору, а вторую Андрею. Съели они и тотчас забыли, что с ними было. Постояли они у ворот, недоумённо переглянулись и поехали каждый к себе домой. А Семён с царицей направились к цареву дворцу.
Во дворце к приёму царицы успели подготовиться. Расторопные слуги увидели путников у ворот. Сам царь сошёл с трона навстречу, взял царицу под белы руки и подвёл ко второму трону, поставленному рядом с его. А Семён остался один посреди зала ждать приговора царя. Усадил царь царицу и обратился к богатырю: «Вижу, Семён, крестьянский сын, справился почти ты с задачей. Царицу привёз, но не вижу я апельсина исполнения желаний.» Поклонился Семён царю: «Ваше светлое величество, апельсин у царицы находится. Она его с собой в качестве приданного привезла.» Тогда обратился царь к царице: «Светлая царица, позволь мне взглянуть на апельсин и опробовать его в действии». «Хорошо, - ответила царица. – только пусть принесут серебряное блюдо, я на него положу дольки». Удивился царь, но велел принести блюдо. Достала царица апельсин, и заметил тут царь, что фрукт не целый –дольки не хватает! Снова удивился царь и спросил: «Почему же, пресветлая царица, апельсин не целый, почему одной дольки не хватает?». «Потому, - вмешался Семён, - что боялся я в срок не успеть и матушку из заложников не освободить. Потому и использовал одну дольку апельсина.» «Ах, ты, деревенщина,- осерчал царь. – Кто позволил тебе без спросу в царский разговор вступать?! Так и быть, что царицу привёз, мать твою отпущу. А за то, что апельсин испортил, велю тебя завтра казнить!» Тут царица ручку белую протянула к блюду, быстро взяла дольку апельсина, положила её в рот и произнесла: «Хочу, чтоб у царя совесть проснулась». И проглотила дольку. Тут же царь корить себя начал: «Ах, ты ж, что же я делаю?! Парень старался, царицу доставил, апельсин привёз. А я его казнить?! Из-за какой-то одной дольки человека жизни лишать?! Да тут этих доле! Захочу себе СТО таких апельсинов пожелаю, а ещё лучше целый сад! Нет, нельзя так поступать! Вот что, Семён, милую я тебя. И матушку твою сейчас отпущу. Идите с миром! И о награде подумаю.» «Эй, кто там, - обернулся царь к слугам, - приведите мать Семёнову в тронный зал!». А царица, пока царь отвернулся, ещё одну дольку схватила, что-то тихо прошептала и быстро дольку в рот засунула. Когда царь повернулся к ней, царица только улыбнулась в ответ. Скоро слуги привели мать Семёна, молодую ещё и красивую женщину. Царь как только её увидел, тут же влюбился и предложил выйти за него замуж. А царица снова что-то прошептала, взяла дольку, да только не сама проглотила, а подала матери Семёна и подмигнула ей. Затем забрала оставшиеся дольки, а кожуру и рецепт настойки царю на столике оставила, встала рядом с Семёном, взяла его за руку и сказала громко: « Хочу оказаться дома, в горном царстве.» И только их и видели. Да царь уже не больно печалился, он как мать Семёна увидел, так о царице и апельсине забыл.
А царица вместе с Семёном вернулась в своё царство, да стали они жить – поживать, деток рожать да добра наживать.
04.02.2022 г. Автор Верис Е.М.
#сказки для детей #литература #авторский рассказ