Начну с того, что я не внушала своим детям отвращение к школе, как это, нехотя, делают многие родители, говоря, например: "отдыхай, пока можно, потом начнëтся школа, не до гуляний будет". Я, наоборот, говорила, что школа – это прекрасно, это больше возможностей и свободы, "вот будешь школьником, будем чаще ездить в разные интересные места, станешь школьником пустят на карусели, на которые не пускают малышей, сможешь поехать в загородный лагерь для школьников, и дома будешь бывать больше и времени на хобби будет больше". В детском саду мои дети проводили по 10 часов, а в школе максимум 5 (в начальной школе), о том, что на домашние задания тоже может уходить 5 часов, я умалчивала. Я хотела, чтобы дети любили школу.
И дочь, и сын школы ждали, как лучшего события в жизни. Сын учится с удовольствием, страдает, если приходится пропустить школьный день, сейчас с отличием окончил 2 класс.
Дочке не повезло с классом и учителем, и она в скорости разочаровалась в школе, но не возненавидела, а относилась как к должной неизбежности. В начале третьего класса по ряду причин я забрала дочь на семейное обучение.
И понеслись комментарии от "неравнодушных": вы лишаете ребëнка социализации.
Я не буду вновь перечислять все те дополнительные места, где моя дочь социализируется, у неë проблем нет. Я хочу рассказать о другой стороне школьного общения, о той, о которой я нигде не читала.
Я с детства носила очки. Это были не те милые и изящные изделия, которые носят современные дети. Мои очки были ужасны: тяжелые, безобразной формы (форма очков была у всех одинакова), держащиеся на моей голове только благодаря привязанной к ушкам резинке "из трусов". Я чувствовала себя уродкой и боялась стать посмешищем.
Большинство детей из моего класса были вместе с яслей. Ко мне привыкли и никогда не дразнили. А в новых случайных коллективах детей я частенько слышала в свой адрес – "У кого 4 глаза, тот похож на водолаза". Это сейчас может и пол класса детей быть в очках, а тогда на всю нашу параллель из 4 классов очкариков было примерно два, считая меня. Думаете школа помогла мне справиться с комплексами? Нет, наоборот, усугубила, я пыталась скрывать свой недуг, я в 13 лет начала носить контактные линзы, но до конца школьных лет я боялась зайти в чужой класс, когда посылали за мелом или ещё чем-нибудь. Я не ездила в лагеря, ведь там все узнают, что я очкарик, ведь жить нужно будет по 8 человек в комнате.
Совсем иная социализация наступила для меня, когда я вынуждено ушла из своей школы после 9 классов в училище. Наша школа стала узкоспециализированной гимназией, и направления по моим интересам не было. Я не пошла в 10 класс другой школы, потому что боялась быть "новенькой". Я выбрала училище, потому что посчитала, что в коллективе, где все новенькие, мне будет легче. Но училище я выбрала не с лучшей репутацией, нравы там были жестокие, пришлось учиться выживать. И я не просто выжила, я вполне себе адаптировалась и даже оберегала слабейших. А потом вузы и тяжелейший поиск работы в нулевых при разгуле лохотронов научил меня жить в ладе с разными людьми.
Вернусь в наши дни. Мой средний сын – парень странноватый внешне (при нормальном интеллекте). Он имеет инвалидность. Раньше все его странности списывались на недоношенность и пережитое обширное кровоизлияние в мозг, но конкретного диагноза не было, врачи говорили, что "неврология", а в карте писали "органическое поражение ЦНС ". Теперь мы ищем причину странностей в генах, сдали жутко сложный и дорогой анализ "секвенирование генома".
Сын ходит в школу, и кажется повторяется то же, что было и со мной. К нему привыкли одноклассники и не обращают внимание на его странную мимику, на то, что он непрерывно скрипит зубами, трясëт руками, подпрыгивает. Тут, конечно, огромное спасибо, его учительнице, нам с ней безмерно повезло, она следит за атмосферой в классе и пресекает ссоры не только между детьми, но и между родителями.
Однако стоило однажды классу заниматься по техническим причинам не на своëм этаже в другом кабинете, как другие дети заметили странного мальчишку, окружили и стали смеяться-издеваться. Сын не смог ответить, так и стоял терпел, пока звонок не прозвенел, и обидчики не ушли в свой класс. Так рождается буллинг.
Вы знаете хоть одну историю, когда буллинг стал полезным инструментом социализации? Хоть один человек сказал, что такой опыт помог ему в дальнейшей жизни? Если вам такие истории известны, поделитесь в комментариях.
Моему сыну в своëм классе хорошо, а ведь есть дети, которые и в своих классах едва выживают, я очень сомневаюсь, что им нужна такая социализация. Неумение выживать в школе вовсе не означает, что в дальнейшем человек не сможет жить в обществе. Мало ли странненьких или нелюдимых граждан добросовестно работают свою работу в том числе и в коллективах. Среди взрослых людей не принято обступать кру́гом коллегу и хохотать или выхватывать сумку из рук и выбрасывать за проходную.
Сына я не планирую забирать из школы, всё же опасаюсь, что совсем отвыкнет от коллектива, но пойду на такой шаг, если начнëт происходить что-то из ряда вон выходящее. Роль школы в социализации может быть ничтожной. Не должен ребëнок страдать, если этого можно избежать.
А вот дочь и без школьного общения не пропадает, у неё есть спорт и другие увлечения.
Общительность или необщительность ребёнка никак не связаны с социализацией. Роль школы в социализации детей преувеличена. Вернее, многие люди просто недопонимают, что такое социализация. Социализация – это знание общественных норм и правил и умение жить по этим правилам, соблюдая нормы.
Даже самые замкнутые и необщительные дети социализируются, ведь об общественных нормах и правилах прежде всего рассказывают в семье. Также встречаются и общительные дети, которые с трудом усваивают нормы общественного поведения и не хотят их соблюдать.
Каждый человек в той или иной мере приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, а не к какой-то другой абстрактной среде. Нельзя объять необъятное и заранее приспособиться ко всему возможному. Это и не нужно.