Найти тему
Max F1 +

Он выступал на уровне Сенны и Шумахера, но его помнят лишь в качестве комментатора

Мартин Брандл
Мартин Брандл

Сейчас Мартина Брандла ассоциируют исключительно с позиции комментатора на телеканале Sky Sports F1, но мало кто знает, что в своё время он был чуть ли не самым талантливым гонщиком Туманного Альбиона. Он подавал большие надежды и его сравнивали с самим Айртоном Сенной! И несмотря на то, что Мартин так и не смог закрепиться на высоком уровне, его карьера была не менее захватывающей и интересной, чем у большинства других пилотов.

В честь Дня Рождения Мартина Брандла, мы вспоминаем историю его пути в автоспорте!

Мартин Брандл
Мартин Брандл

Наш герой родился 1 июня 1959 года в городке Кингс-Линн, графство Норфолк. Его детство проходило как у всех парнишек того времени - ничего не примечательного, тихая и спокойная жизнь вплоть до 18-летнего возраста, когда он впервые попробовал свои силы в профессиональном автоспорте, минуя школу картинга.

В период с 1977 по 1981 год Мартин метался между кузовными и формульными гонками, порой добиваясь неплохих успехов, в числе которых значится "бронза" British Saloon Car Championship и пятое место в британской Формуле-Форд 2000 в сезоне 1980 года.

Пройдя сито начальных стадий в 1982-ом Брандл попадает в британскую Формулу-3, которая на тот момент считалась одной из самых сильных молодёжных серий в мире. Заняв 4 место в своём дебютном сезоне он уходит из команды Дэвида Прайса к тогда ещё никому неизвестному Эдди Джордану. И именно в 1983 году ему предстоит сразиться с главным талантом той эпохи - Айртоном Сенной. Именно их сражение в Британской Формуле-3 станет главным событием младших серий в первой половине 1980-ых.

Мартин Брандл и Айртон Сенна. 1983 год
Мартин Брандл и Айртон Сенна. 1983 год

В первых 9 гонках Британской Формулы-3 образца 1983 года Сенна неизменно побеждал, а Брандл почти всегда (за исключением одного случая), приезжал вторым. Однако затем наступил перелом, после которого Мартин начал склонять чашу весов в свою пользу. Во второй половине сезона он одержал 7 побед, практически догнав по очкам бразильца, который, несмотря на 2 победы, допустил целых 5 сходов, в то время как британец неизменно финишировал в топ-2. Единственным исключением стала гонка в Оултон-Парке, где два претендента на титул столкнулись между собой.

Правда, в конечном итоге, победа в чемпионате досталась именно Сенне, Брандл же остался вторым. Тем не менее, уже в следующем году они оба окажутся в Формуле-1: бразилец перешёл под знамёна Toleman, а британец оказался в Tyrrell. И пока на сцене блистали пилоты McLaren, а яркая звезда Сенны только-только начала разгораться, нашему герою приходилось бороться за саму возможность выйти на старт гонки. Ведь на болидах дядюшки Кена устанавливался хоть и легендарный, но морально устаревший атмосферный Ford Cosworth DFV, в то время как все остальные давно перешли на турбированные двигатели.

Тем не менее Бранду удалось в первой половине сезона набрать 8 очков - 2 за пятое место в Бразилии и ещё 6 за "серебряный" подиум в Детройте. Но все старания пошли прахом, когда Tyrrell был дисквалифицирован за нелегальное использование свинцовых шариков, позволявших обходить весовые ограничения болида. Хотя некоторые журналисты, спустя много лет, утверждали, что дядюшку Кена просто "слили" за то, что он отказывался продвигать необходимые крупным командам изменения в регламенте.

Мартин Брандл за рулём Tyrrell. 1984 год
Мартин Брандл за рулём Tyrrell. 1984 год

Так или иначе, но Мартин остался в Tyrrell ещё на два сезона. И если 1985-ый оказался бесплодным, то в 1986-ом ему удалось зацепить 8 очков, финишировав пятым в Бразилии и Великобритании, шестым в Венгрии, а также четвёртым в Австралии.

Затем он перешёл в Zakspeed - команду, которая, несмотря на скромный бюджет, использовала турбомоторы собственного производства. И именно они чаще всего подводили пилотов. Но именно Мартину удалось заработать два очка за 5 место в Имоле, став единственным пилотом, кому удавалось набирать очки в Формуле-1 за рулём болида немецкого коллектива.

1988 год Мартин провёл в мировом чемпионате спортпрототипов, выйдя на старт Королевского класса лишь один раз - в Бельгии, где за рулём тогда ещё слабого Williams он сумел финишировать седьмым. Но эту неудачу легко скрасили победа в "24 часах Дайтоны" и итоговое чемпионство в общем зачёте спортпрототипов в составе Jaguar.

Мартин Брандл за рулём Brabham. 1989 год
Мартин Брандл за рулём Brabham. 1989 год

В 1989-ом он вернулся в Формулу-1, подписав контракт с Brabham. Ещё недавно блиставшая команда постепенно скатывалась в стан аутсайдеров, но тогда Брандлу ещё удалось зацепить 4 очка за пятое место в Японии и два шестых в Италии и Монако, в последнем он и вовсе оказаться на подиуме, но проблемы с аккумулятором отбросили его на порог очковой зоны (тогда только топ-6 получали очки), а на нижнюю ступеньку подиума поднялся тогдашний напарник Бранда по команде Стефано Модена. Тем не менее, наш герой решил ещё раз попытать своё счастья в спортпрототипах, но на этот раз попытка оказалась провальной. Горечь от случившегося скрасила лишь победа в "24 часах Ле-Мана".

После этого, в 1991 году Мартин вернётся в "Королевские гонки", всё в тот же Brabham, получивший усиление в виде 12-цилиндрового мотора Yamaha. Правда, всё, чего удалось достичь в том году - это пятое место всё в той же Японии. Казалось, что всё идёт плохо и машины, достойной его таланту в Формуле-1 Брандл не получит. Но именно в этот момент ему улыбается удача - Флавио Бриаторе приглашает нашего героя в уже набравшую форму Benetton, в пару к Михаэлю Шумахеру, который готовился провести свой первый полный сезон в Королевском классе.

Мартин Брандл и Михаэль Шумахер. 1992 год
Мартин Брандл и Михаэль Шумахер. 1992 год

Сезон 1992 года начался для британца весьма неудачно - в первых 4 гонках он неизменно сходил с дистанции, в то время как его молодой напарник набирал хорошие очки, трижды попав на подиум. Но как только мартин получил в своё распоряжение новую машину дела пошли куда лучше. Начиная с Гран-при Сан-Марино Брандл начал один за другим выдавать хорошие результаты и за вычетом схода в Канаде он неизменно финишировал в первой пятёрке, попутно добыв четыре третьих места во Франции, Великобритании, Японии и Австралии, а также одно второе в Монце (впереди Михаэля, между прочим!).

По итогам чемпионата наш герой занял 6 место, набрав 38 очков против 53 у Шумахера. При этом если не учитывать первые 4 гонки, то Мартин и вовсе опередил бы Михаэля в общем зачёте. К сожалению, британец быстро понял, что Бриаторе всегда будет на стороне восходящей немецкой звезды. Что собственно тот и доказал - заменив потенциально быстрого Брандла на куда более покладистого ветерана Риккардо Патрезе. И тем не менее, именно сезон 1992 года стал лучшим для Мартина в Формуле-1.

Однако уходить их Королевского класса он не собирался, приняв приглашение от Ligier перед сезоном 1993 года, хотя ходили слухи, что Мартин мог и вовсе оказаться в чемпионском Williams, но Железный Фрэнк предпочёл также более покладистого Дэймона Хилла. Несмотря на все сложности, в 1993-ем Мартину удалось в семи гонках набрать очки, а в Имоле и вовсе подняться на подиум. Такие результаты не могли не остаться без внимания со стороны больших боссов и Рон Деннис пригласил своего соотечественника в McLaren. Так Мартин Брандл во второй раз получил возможность попробовать свои силы за рулём болида топ-команды.

Мика Хаккинен и Мартин Брандл вместе с болидом McLaren. 1994 год
Мика Хаккинен и Мартин Брандл вместе с болидом McLaren. 1994 год

К сожалению, именно тогда McLaren находился в кризисе, пытаясь найти эксклюзивный для себя двигатель. Несмотря на потенциально хорошие показатели от моторов Lamborghini (они же Chrysler), Рон Деннис отдал своё предпочтение французским Peugeot, исключительно потому что те были готовы сами платить за доставку двигателей на этапы Формулы-1.

И это, к сожалению, оказалось ошибкой. Да, Брандл сумел дважды подняться на подиум в Монако (2 место) и Австралии (3 место), но именно моторы стали главной проблемы команды в сезоне 1994 года. Апогея ситуация достигла в Сильверстоуне, когда пламенное французское сердце ярко сгорело у британца прямо старте гонки. Но сами Peugeot возложили всю вину на McLaren, а точнее на рычаги задней подвески болида. Разрыв отношений был неизбежен, это же касалось и самого Мартина, быстро понявшего глубину проблем дружины Рона Денниса.

Проведя неполный сезон в Ligier, заработав "бронзу" в Бельгии, в сезоне 1996 года Брандл "вернулся домой" в команду Эдди Джордана, за которую он добился серьёзных успехов. Но там его снова "поджидала" Peugeot, с которой он мучился в McLaren. За сезон ему удалось набрать 8 очков, но многочисленные сходы привели к полной потере мотивации и в конце сезона, отклонив предложение Петера Заубера, Мартин вновь покинул Формулу-1, теперь уже навсегда.

После окончания карьеры в открытых колёсах британец ещё несколько раз выступил в Ле-Мане, а затем полностью сосредоточил свои усилия на комментаторском ремесле. Сейчас он работает на британском телеканале Sky Sports F1, регулярно появляясь в паддоке Формулы-1.

P.S.

Данная публикация является тысячной для моего канала в Яндекс.Дзене, что, согласитесь, является весомым достижением. Более того, на носу у меня стоят ещё два символичных праздника - 3 года со дня создания канала "Max F1 +", а также достижение отметки в 4000 подписчиков. Поэтому пожалуйста, если вам понравился данный материал, смело поставьте лайк, поделитесь своим мнением в комментариях и подпишитесь на канал, чтобы ничего не пропустить! Маленькая вещь, которая мне будет очень приятна! Спасибо за внимание!