Я работаю в центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации педагогом дополнительного образования. Веду кружок ИЗО. У нас в Центре есть чудесная форма работы, которая мне нигде больше не встречалась. Раз в четверти проводится ключевое дело на какую-нибудь значимую тему. Меня часто приглашают, чтобы я помогла сделать декорации или помочь составить сценарий. Я с удовольствием это делаю. Здесь я попыталась сделать маленький срез, показывающий небольшую часть подготовки к очередному ключевому делу.
Я оказалась свидетельницей подготовки группы «Деревообработки» к ключевому делу. Я подготовила для них сценарий. Этого давно не было. Видимо, мои сценарии были слишком трудными, и они отказывались от них. В этот раз я тоже предложила им нелегкий сценарий по фильму «Звезда». Песню тоже нашла сложную. Неизвестно было, потянут они все это или нет. К их чести, Ольга Викторовна (учительница физкультуры) и ребята взялись за эту сложную работу. Уже одно это требовало большого мужества. Мне удалось встретиться с ними лишь однажды. К этому времени они уже знали слова. Стали репетировать. Я давала небольшие советы, как играть разные эпизоды. Я увидела, как горячо они обсуждают каждую сценку, сопоставляют ее с фильмом. Стали петь песню. Я огорчилась. Песня явно не получалась. Она задушевная, а ребята орали фальшивыми голосами. Ну что ж, думаю, будь что будет. Еще раз прогнали спектакль. Ребята устали. Встали, кто где. Ольга Викторовна велела спеть еще раз. И тут они грустные и усталые запели. Я поняла – это то, что надо. Они пели вполголоса, печально. Решили, что так и будем петь.
Мне очень хотелось сделать пожар в конце спектакля, но никак не могла придумать, как это сделать технически. Ольга Викторовна сказала, что ничего не надо. И вдруг я вижу, что она собирается сделать голубой фон, даже постирала и выгладила для этого ткань. Тогда я предложила все-таки сделать пожар. Тут же она организовала помощников, которые больше мешали, чем помогали. Я бы сделала это гораздо быстрее сама. Но такой энтузиазм нельзя было гасить. Надо было видеть, как сама Ольга Викторовна старательно вырезала огонь по карандашу, строго следуя каждой извилине.
Огонь вывесили. Теперь надо было завесить его тканью, да так, чтобы легко было ее сорвать, чтобы огонь эффектно появился в финальной сцене. Решено было закрепить ткань малярным скотчем на гардине. Немного усложнило дело то, что Елена Гранитовна повесила баннер. Его нужно было перевесить. А до этого она заглянула в зал и небрежно бросила: уберите экран. Ольга Викторовна и Женя Пономаренко полчаса провозились с экраном, не могли понять, как он складывается. Белую ткань кое-как закрепили. Куда теперь вешать баннер? Говорю, разворачивайте экран. Делать нечего, снова раскрыли экран и повесили баннер. Голубую штору так и не повесили. Не понадобилась.
Наступил решающий момент, выступление. Громко и четко читает свой приказ бравый полковник. Ладно сидит на нем форма и ничего, что великовата. Остальные участники нисколько не хуже, звонко и внятно проговаривают свои слова.
Вот сценка на болоте. Переходят в одну сторону гуськом, а в другую высоко подняв оранжевые автоматы. Это придумал Дима Ваулин. Все остальные сценки четко отделены одна от другой. Все понятно. Вот потеряли рацию, вот поймали немца. Допрос на немецком языке. Все в высоком темпе.
Финальная сцена. Так придумать, как сыграть этот эпизод могли только дети. Голос за сценой: разведчики убиты! Разведчики падают как подкошенные навзничь. Шустрый немец быстро ставит пенечки, стремительно пробегает и срывает белую ткань. Открывается алое пламя пожара.
Все. Песня. Отличная работа.
Вот, стесняясь, подходит ко мне новая воспитательница. Говорит, что им нужна буржуйка на выступление. Спрашиваю, что они показывают. Блокаду Ленинграда. Времени на разговоры нет. Достаем коробку, стоявшую без дела в библиотеке. Быстро обклеиваем черной креповой бумагой. Делаем трубу. Через 20 минут появляется буржуйка. Валявшуюся черную рамку превращаем в окно. Потом мне приходит в голову, что это окошко скорее в крестьянской избе. А нам нужен ленинградский пейзаж военного времени.
На следующий день у меня на кружке автодельцы. Ваня и Сережа усовершенствовали буржуйку. Для Луговского нашлось дело – он нашел в интернете Медного всадника и ростральные колонны, а Росляков вырезал их силуэты. Учитывая, что Луговской и Росляков известные повесы, это дорогого стоит. Было не очень просто, но дело было сделано.
Только собралась попить чаю, прибегают взволнованные девочки из группы «Швейное дело» Кузьменко Таня и Фирстова Настя: «Элеонора Кирисовна, представляете, Дмитрий Владимирович не хочет делать оформление на ключевое дело. Говорит, ничего не надо. А мы не хотим так. Нам нужна надпись «Выпускной».
Хорошо, делаем надпись. Украшаем ее объемными цветочками. При этом Таня Кузьменко причитает: «Похоже, кроме 8го класса никому ничего не надо. 9 класс и не собирается ничего делать». Уносят надпись.
Через некоторое время врываются девятиклассницы: «Элеонора Кирисовна, нам срочно нужно сделать стенгазету! Помогите нам сделать надпись!» Сами уносятся искать, кто им распечатает фотографии.
А когда случился форс-мажор,(объявили карантин по ковиду) Оксана Николаевна предложила выступить, кто сможет, они с радостью откликнулись и, посовещавшись с Дмитрием Владимировичем, сбегали за оформлением и отлично выступили. Знали свои роли, импровизировали на сцене, никто не тушевался, даже когда Таня нечаянно опрокинула столик. Таня важно маршировала на сцене, вжившись в роль лейтенанта.
И это лишь малая часть той большой работы, которую весь центр делает, готовя ключевое дело