Продолжая цикл статей на тему развития ребенка, сегодня я хочу особое внимание уделить периоду с 11 до 21 лет в жизни ребенка. Да, это про трудности пубертата и как помочь своему чаду уже не детского возраста помочь пережить этот моменты и действительно начать взрослеть.
Давайте начнем с того, что происходит в этот период с ребенком. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И, хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже: пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.
Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются ощущением разбитости, печалью и полной пассивностью.
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости подросток остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять понимание и тактичность. Для этого можно использовать метод диалога (присутствия): «Я сочувствую твоим переживаниям насчет внешности. Хотелось бы тебе помочь. Поделись, о чём больше всего волнуешься?» – и выслушать.
- И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония («оторвись уже от зеркала!», «за пять минут твои прыщи не изменились» и т. п.) усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.
Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Поведение, слова, чувства окружающих он воспринимает через пелену собственных эмоций. Ему кажется, что все вокруг только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «проваливаться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлений.
Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо стоит выделить формирующиеся у него чувство взрослости. Как проявляется чувство взрослости подростка?
- Прежде всего, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
- Подросток стремится к самостоятельности, хочет оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Подросток отвергает не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий, но зачастую даже помощь в учебе.
- Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте всё нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается:
- в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля;
- в разнообразных увлечениях.
Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи:
- жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании;
- почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Помимо контроля, в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность требований к нему и, конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие ребенка или его непринятие.
- Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.
- Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
- Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя сильно нуждаются в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.
Родительская любовь – необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Отношения, которые складываются по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих – и подростка, и его мамы.
С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывают повышенную моральную ответственность, может развиться невроз.
Подростковый возраст – это затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – считают промежуточным между детством и взрослостью миром. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
15 лет (или 14–16) – переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9 класс, если иметь в виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?
По сути, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хоть и первоначального. При этом он должен:
- разобраться в собственных способностях и склонностях;
- иметь представление о будущей профессии и конкретных способах достижения профессионального мастерства.
Это само по себе крайне трудная задача. Еще более она усложняется в наше время – когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в том числе и представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.
Психологическая задача юности – самоопределение. Ее главная особенность – осознание себя на пороге самостоятельной жизни, выбор будущей сферы деятельности. Начинается проектирование будущего, а вместе с этим появляются и вопросы: кем быть? каким быть? – социальное и личностное самоопределение.
Отношения с родителями изменяются:
- С одной стороны, всё еще актуально стремление отделиться, самостоятельно решать свои проблемы, уйти из-под опеки.
- С другой – нарастает стремление к отождествлению со взрослыми. Многие повторяют профессии родителей и близких родственников, советуются с ними, пользуются их литературой. Перенимают бытовые навыки, просят научить их готовить любимые блюда, мастерить и т. п.
Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения – системы ясных, устойчивых убеждений.
Старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами:
- «Что я значу в этом мире?»
- «Какое место я занимаю в нем?»
- «Каковы мои возможности?»
- «Какой я?»
Так, одни люди, когда выходят во взрослость и начинают сталкиваться со сложностями, слышат изнутри: «Береги себя, будь осторожен, ты важен, ты дорог», а другие: «Да подумаешь, кому ты нужен?!».
Кто-то слышит: «С тобой всё будет хорошо», а кто-то: «Вечно с тобой всё не слава богу, недоразумение ходячее».
Одним внутренний голос скажет: «Ничего страшного, ты у меня умница, всё получится, всё наладится, постараешься и сможешь», а другим: «Конечно, ведь ты ни на что не способен!».
А с какими трудностями в своем подростковом возрасте сталкивались Вы, какие послания получили о себе от взрослых?