Найти тему
Buro247.ru

Что такое семейная любовь к искусству? Ищем ответ на выставке «Фамильные ценности» в Музее AZ

Оглавление

В Музее AZ открылась выставка «Фамильные ценности» с фото- и мультимедиа- работами семьи знаменитого художника-нонконформиста Франциско Инфанте. Экспозицию разместили на трех этажах — на каждом можно найти произведения членов династии. BURO. уже успело ощутить силу любви к искусству, которая передается из поколения в поколение. Теперь ваша очередь.

Франциско Инфанте-Арана — современный классик лэнд-арта и кинетического искусства, а еще сын испанского коммуниста, бежавшего в СССР. Первые шаги в живописи он начал, как и многие, с академизма: в 13 лет поступил в Художественную школу имени Сурикова, затем окончил Строгановскую академию художеств. Однако, изучив азы живописи, решил обратиться к кинетическому искусству. В 60-70-х годах он исследовал способы запечатления движения в отсутствии цифровых технологий. Создавая абстрактные инсталляции — «артефакты» в природных ландшафтах — он использовал зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. В этом Франциско помогала супруга Нонна Горюнова. Работы и процесс их создания пара снимала на черно-белую пленку, которая теперь является частью семейного архива.

Сейчас дети и внуки Нонны и Франциско продолжают традиции: снимают кино, играют на музыкальных инструментах, участвуют в перформансах и создают инсталляции. Каждое поколение Инфанте ищет свое средство выражения, свой уникальный язык. На вопрос о том, должны ли дети продолжать дело родителей, Платон Инфанте отвечает: «Потомство совершенно свободно в своем выборе. Приоритеты такие: свобода и интерес».

Выставка «Фамильные ценности» — первый совместный проект, объединивший всех членов семьи. Для них — это еще один повод встретиться друг с другом, но уже не за праздничным столом, а в стенах музея.

Франциско Инфанте на съемках артефактов
Франциско Инфанте на съемках артефактов
Франциско Инфанте, артефакт из цикла «Альпийский снег», 2009
Франциско Инфанте, артефакт из цикла «Альпийский снег», 2009
Кадр из фильма Франциско Инфанте «Мысли вслух», 2009
Кадр из фильма Франциско Инфанте «Мысли вслух», 2009
-4

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ:

«ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ К.»

Попадая в AZ, становишься гостем в доме Инфанте. Яркий и жизнерадостный первый этаж разделен перегородками на секторы. В одной части, «гостиной» — 32 работы Франциско висят точно в таком же порядке, как и в его домашней мастерской. В ней часто находились дети и внуки: рисовали, занимались лепкой и наблюдали за отцом и дедом.

Другая половина пространства — импровизированная «детская», стены которой увешаны произведениями Платона Инфанте (младшего сына). В новой реальности они оживают при помощи проектора. «Я нашел на помойке черную бумагу, вырезал из нее фигурки и разукрасил. Родители увидели их и разглядели талант. Так что работы первого этажа — мой первый шаг в мир искусства», делится Платон. А еще здесь можно увидеть короткометражку «Дом, который построил К.» — фильм в шутливой манере познакомит с остальными членами семьи.

Фото с экспозиции «Фамильные ценности», детские рисунки Платона
Фото с экспозиции «Фамильные ценности», детские рисунки Платона
Серафим Инфанте, «Новый год», 2016
Серафим Инфанте, «Новый год», 2016
Фото с экспозиции «Фамильные ценности»
Фото с экспозиции «Фамильные ценности»

ВТОРОЙ ЭТАЖ:

«ТАНЕЦ» НЕМАТИССА

Зал, где все вокруг призывает к движению. Название «Танец» говорит само за себя. Эта инсталляция, созданная специально для выставки, — совместная работа Платона Инфанте и его супруги, Дарьи Коноваловой-Инфанте. Они учились вместе в МСХШ, а следом — работали в арт-группировке «Хомоурбан». «Танец» — оммаж одноименному произведению Анри Матисса. Проекция танцующих и музицирующих теней членов семьи на стенах приглашает стать участниками процесса и непроизвольно заставляет двигаться в такт музыке. По словам куратора и арт-директора AZ, Полины Лобачевской, отсылка к танцу не случайна — это еще одна страсть всех Инфанте. В этом можно убедиться, если прийти на выставку и «поймать» кого-нибудь из них.

Анри Матисс, «Танец», 1910
Анри Матисс, «Танец», 1910

ТРЕТИЙ ЭТАЖ:

ЛЮБОВЬ И «АРТЕФАКТЫ»

В 1965 году у Франциско Инфанте во время отдыха на берегу Черного моря, появляется романтическая идея: он решает подчинить звезды законам геометрии и перенести свои чертежи на ночное небо. «Природа стала для меня символом вечного, загадочного, божественного мира, чья полнота и завершенность — другой мир, так называемая „вторая природа“, мир технологий» — вспоминает художник. Он задается вопросом, как устроен космос и небесные тела, но, разумеется, не находит ответа. Так появляется рефлексия под названием «Проекты реконструкции звездного неба», в которой история невозможности человека понять и изучить космос выходит на первый план. Кроме «Проектов» на третьем этаже есть старые фотографии, «4 артефакта» из серии «Выстраивание знаков» и другие совместные работы Франциско и Нонны. Они познакомились в Строгановке и с того момента не расставались. Схожие взгляды на искусство и интерес к абстракционизму сделали их соавторами. Вот уже 60 лет пара — яркий художественный союз, а история их жизни и творчества запечатлена на многочисленных пленочных фотографиях — «артефактах» любви.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова на съемках артефактов, 1992
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова на съемках артефактов, 1992

Нравится следить за модными тенденциями и быть в курсе всех событий — подписывайся на дзен-канал BURO.