Всем доброго дня! Сегодня я хотел бы с вами поговорить об одной из лучших повестей Александра Ивановича Куприна, под названием "Лучшее желание" (в дальнейшем была переименована, под влиянием цензоров в "Звезду Соломона"). Она была опубликована в 1917 году...
К скромному чиновнику младшей руки Ивану Степановичу Цвету приходит Мефодий Исаевич Тоффель, человек, портрет которого я не могу не вставит в статью:
В пыльном, золотом солнечном столбе, лившемся косо из окна, стоял, слегка согнувшись в полупоклоне и держа цилиндр на отлете, неизвестный господин в черном поношенном, старинного покроя, сюртуке. На руках у него были черные перчатки, на груди — огненно-красный галстук, под мышкой — древний помятый, порыжевший портфель, а в ногах у него на полу лежал небольшой новый ручной саквояж желтой английской кожи. Странно знакомым показалось Цвету с первого взгляда узкое и длинное лицо посетителя: этот ровный пробор посредине черной, седеющей на висках головы, с полукруглыми расчесами вверх, в виде приподнятых концов бабочкиных крыльев или маленьких рожек, этот большой, тонкий, слегка крючковатый нос с нервными козлиными ноздрями; бледные, насмешливо изогнутые губы под наглыми воинственными усами; острая длинная французская бородка. Но более всего напоминали какой-то давнишний, полузабытый образ — брови незнакомца, подымавшиеся от переносья круто вкось прямыми, темными, мрачными чертами. Глаза же у него были почти бесцветны или, скорее, в слабой степени напоминали выцветшую на солнце бирюзу, что очень резко, холодно и неприятно противоречило всему энергичному, умному, смуглому лицу.
Этот энергичный человек начинает с огромным энтузиазмом помогать Ивану Степановичу Цвету: договаривается с начальством об отпуске, оформляет неизвестно откуда взявшееся наследство в Черниговской губернии, дает немалую сумму денег в долг для того, чтобы до этого наследства (имения Червоного) доехать и тд. и тп.
В Червоном Иван Степанович Цвет знакомится с кабинетом своего давно умершего дяди и находит там интереснейшие письмена, оккультического характера. В результате некоторых действий ему удается узнать одно слово, до которого практически дошли предшественники дяди Ивана Степановича Цвета и сам Аполлон Николаевич Цвет. Однако после этого Иван Степанович засыпает и из-за большого переутомления, случившегося с ним на днях, забывает это слово, а все произошедшее представляется ему в очень густом тумане.
Такова завязка истории (первые три или четыре главы). В дальнейшем Мефодий Исаевич Тоффель будет пытаться узнать это слово у Ивана Степановича Цвета, предоставляя ему все земные радости и удовольствия, которые при этом никакой радости и удовольствия доставлять не будут.
Однако это все было бы абсолютно банальной фантастической историей, если бы не чудовищное наблюдение Александра Ивановича Куприна в конце этой повести:
- Вот и все, — кивнул головой Тоффель. — А теперь послушайте меня. Вы совершенно случайно овладели великой тайной, которой тьма лет, больше тридцати столетий. Ее когда-то извлек из недр невидимого мира духов сам царь Соломон. От него она перешла к финикиянам, к халдеям, потом к индийским мудрецам, потом попала опять в Египет, затем в Испанию, во Францию и, наконец, в Россию. Вместе с этой тайной вы получили ни с чем не сравнимую, поразительно громадную власть. Тысячи незримых существ служат вам, как преданные рабы, и в том числе я, принявший этот потертый внешний облик и этот глупый боевой псевдоним. И счастье ваше, что вы оказались человеком с такой доброй душой и с таким... не обижайтесь, мой милый... с таким... как бы это сказать вежливее... простоватым умом. Злодей на вашем месте залил бы весь земной шар кровью и осветил бы его заревом пожаров. Умный стремился бы сделать его земным раем, но сам погиб бы жестокой и мучительной смертью. Вы избежали того и другого, и я скажу вам по правде, что вы и без каббалистического слова — носитель несомненной, сверхъестественной удачи.
После этого Иван Степанович Цвет и Тоффель совершают обряд, результатом которого становится исчезновения Тоффеля, "который порядочно измучился на земле за эти тридцать веков". Слово же, судя по его характеру, обряду и интонациям Тоффеля, призывают на землю куда более страшное существо.
Так о чем же эта повесть? Эта повесть о том, что к концу девятнадцатого века Мефистофель исчерпал себя, он уже не мог, да и в целом не особо хотел (по крайней мере судя по повести Куприна, не особо хотел), уничтожить моральную сторону человека. Вершиной его бессилия стал Иван Степанович Цвет, обычный добряк и абсолютно стандартный человек, чьей честности и морального долга хватило для того, чтобы выстоять перед искушением Мефистофеля.
Я знаю, что Мефодий Исаевич Тоффель в открытую говорит о том, что он лишь слуга и что он естественно не является настоящим Мефистофелем, однако тут может иметь место плутовской характер этого демона. В противном же случае эта фраза практически не имеет значимого влияния на основную мысль, так как если мы верим Тоффелю (что довольно странно, однако допустим), то получается, что землю покидает этот служака Мефодий Исаевич, пробывший здесь порядка трех тысяч лет, а на его место приходит кто-то более страшный. Как видите основной посыл не меняется и в том, и в том случае.
Однако вернемся к основной теме. Землю покинул плут, элегантная зараза и довольно харизматичная сволочь. Его образ любопытен, так как во всех своих обманах или "договоренностях" с человеком он соблюдал некоторые правила (Куприн это очень хорошо подчеркивает в своей повести, показывая, как Тоффель исчезает каждый раз после слова Ивана Степановича Цвета "Прочь"). Фактически все обманы этого мерзавца строились на том, что его клиенты либо не совсем понимали правила игры, либо невнимательно их читали (а точнее одно было следствием другого), в результате чего их душа оказывалась в его цепких лапах.
Однако по прошествию времени люди все-таки научились читать правила и даже такой ничтожный добряк, как Иван Степанович Цвет смог устоять перед всеми искушениями, смог сохранить свой рассудок и даже свою душу (В повести есть очень примечательный момент, который очень легко пропустить. Куприн подмечает, что И.С. Цвет ни разу не вспомнил о Боге, в момент своеобразной "борьбы" с Мефодием Исаевичем Тоффелем, что говорит нам о том, что Тоффель стал настолько беспомощным, что человек, обладающий очень крепкими моральными качествами и ранее веривший в Бога может побороть Мефодия Исаевича даже в том случае, когда тот затуманит его разум настолько, что Цвет, будучи очень набожным человеком, не сможет вспомнить о Боге. Однако даже это не спасает Тоффеля от поражения).
Понимая это Мефодий Исаевич Тоффель покидает землю и на его место приходит гораздо более страшное существо. Этот демон уже не будет ни с кем договариваться, он не будет играть даже по тем правилам, которые сам обрисует человеку, ему будет достаточно лишь одной подписи, после чего душа этого несчастного навсегда оказывается в недрах Ада, а его тело попадает в лапы демону и уже с этим телом он будет делать все, что пожелает и посчитает нужным.
Куприн предсказал страшные поражения человек в двадцатом веке. И конец его произведения (все то, что я описал - еще не конец) очень ясно показывает то, что время Ивана Степановича Цвета кончилось. В девятнадцатом веке было достаточно быть добрым и честным человеком, для того, чтобы защитить свою душу и свой рассудок, сегодня же Иван Степанович Цвет обречен. Сегодня нужно быть "чем-то более", нежели... Как бы страшно это не звучало - это так.
И что самое удивительно и ужасающее одновременно - предсказание Куприна сбылось.
Здесь я не могу не отметить параллели между важнейшим рассказом Александра Степановича Грина "Крысолов" и повестью Александра Куприна "Звезда Соломона".
Грин сказал, что в годы великих потрясений на землю выйдут новые Крысы, привезенные откуда-то издалека и остановить этих Крыс сможет только три вместе взятых качества:
1) Любовь и Преданность. Настоящие и неподдельные.
2) Профессионализм Крысолова. Профессионализм Человека, так как там, где есть профессионализм, появляется совесть и честь, так как там, где люди твердо знают свое дело, рождается настоящая Свобода от Тьмы.
3) Прозорливость и умение мыслить. (Две встречи с оборотнем по дороге к дому Крысолова).
Однако это рассказ был опубликован уже в 1924 году, когда на землю уже пришли новые Крысы и когда человеку нужно было во что бы то ни стало научиться бороться с ними, Куприн же, в 1917 году, лишь обозначил то, что землю окончательно покинул Мефодий Исаевич Тоффель и пришел кто-то другой... Причем пришел он не в 1917 году, так как повесть ясно дает нам понять то, что дело происходит в самом начале двадцатого века... Перед Первой Мировой Войной... Именно там демоны поменялись местами....