Заппа сам, ... без ансамбля. Распустив группу Заппа записал один из самых мелодичных и интересных сольных альбомов - разумеется, с приглашенными музыкантами, некоторые из которых позже вошли в обновленный состав Mothers Of Invention. Альбом и сегодня звучит современно - только из-за мощнейших аранжировок и композиторского таланта Заппы, таланта уникального - он, действительно, мог все - и симфонии, и рок, и кабаре и чистый джаз, и фьюжн и мюзикл. Hot Rats меня в свое время купил сразу какой-то сверхмелодичной, если такой термин вообще корректен, светлой и мощной Peaches In Regalia, а потом просто размазал адским тяжеляком Willie The Pimp с загробным голосом Бифхарта и свободной гитарной импровизацией Заппы. И - снова в оптимизм мажорной музыки Son Of Mr. Green Genes - с духовой секцией и гитарой Заппы уже в совершенно другом характере - точно выверенная партия, хотя просится, вроде бы, импровизация, но в биг-бэндовом (почти) звучании явно требуется точное, виртуозное соло - мы его и получаем.
На этом альбоме, несмотря на то, что он по счету уже седьмой - впервые по-настоящему раскрылся Заппа-гитарист, Заппа композитор и Заппа-аранжировщик. И еще - Заппа - перфекционист и Заппа-импровизатор. Настолько точная и выверенная музыка при бешеной энергетике - большая редкость. Она стократно отрепетирована, но не зарепетирована. Она свободна и легка - при безумной ее сложности. После веселья первой стороны пластинки - совершенно похоронное вступление Little Umbrellas - но похоронное с юмором - Заппа не может делать самые сложные вещи серьезно. Конкретная мелодия, вроде бы обещающая железно структурированную композицию вдруг уходит в свободное джазовое плавание. И приплывает к 13-минутному настоящему фьюжн-номеру The Gambo Variations с уже чистыми импровизациями Заппы, ревущим и хрипящим саксофоном Андервуда и полетами скрипки Харриса. Андервуд словно издевается над Коулменом и Колтрейном одновременно и непонятно - это всерьез так круто, или это шарж. Но скрипка Харриса перехватывает тему и выдает запредельное скоростное соло - такое же ёрническое, как и сакс Андервуда. Ну и, наконец, включается Фрэнк. Левая рука играет с такой скоростью, что правая порой не знает, что делает левая... Но звучит все очень аккуратно и все на месте. Заппа - великий импровизатор. Учитель и Стива Вая и Адриана Белью. И еще легиона гитаристов, кларнетистов, саксофонистов, композиторов, всех, кто имеет отношение к музыке. Напоследок - It Must Be A Camel - образец современной симфонической музыки, исполненной рок-группой. Горячие крысы сыграли почти всю музыку мира. А шел еще только 1969 год.
1