Ловушка предвзятости
Хороший специалист занимается анализом данных. Это выгрузки из условного Livedune, ежемесячные отчёты, очередное исследование из моего Telegram-канала «Склад статистики». Плохой специалист этого не делает, он занят. Ему ещё нужно успеть запостить 3 поста в день и вспотеть придумывая ответ на вопрос «а где продажи, мы те 15к в месяц платим ващет».
Неважно, хороший ты специалист или плохой, исследуя данные есть одна ловушка, в которую легко попасть — Ловушка предвзятости. Маркетолог ищет данные и выбирает из них то, что легко ложится в его представление о правильном поведении ЦА, о том, как работает его контент и маркетинг.
Плохо: сразу строить догадку и пытаться найти ей объяснение.
Хорошо: сначала собирать информацию, потом анализировать. Особенно важно то, что не нравится. Часто там и будет правда или её часть.
Делая SMM-аудиты, первые часы я трачу на выгрузку данных, их упорядочение и графики. Вообще не вчитываясь в них. Это подготовка. Дальше я пытаюсь найти опровержение тем ответам, которые я дал сам себе, читая бриф. Если что-то не укладывается в мою картину мира, ищу ответы. Если всё чётко так, как думал, значит я красавчик и открываю рислинг (это актуально и для другой ситуации, кого я обманываю).
К примеру, я сейчас пытаюсь понять, насколько упала аудитория в Instagram. Медиаскоп говорит о падении активности на 90%. BrandAnalytics о снижении авторов и контента в 2 раза. SimilarWeb видит падение на 77% в веб-версии и вообще не видит падения среднего DAU в апреле на android-смартфонах.
Мне легко поверить в данные SimilarWeb, они подтверждают то, что я пытаюсь найти. И вообще не хочется верить Медиаскопу. Могу ли я сделать вывод основываясь только на двух противоположных источниках информации? Однозначно нет, нужны дополнительные данные, поиском которых я сейчас и занимаюсь.
Чувствуешь, насколько сильно это пересекается с новостной повесткой? Легко и даже приятно верить в новости, которые подтверждают твою позицию, а всё остальное — «пропаганда и фейки». Вообще не важно, есть ли пруфы хоть у какой-то из сторон. Но если на секунду поверить «тем другим», мир может перевернуться. А правда где-то всегда посередине.