Одна из причин обманываться, записывая названия растений, — благоговейная любовь. Так возвеличивал Дон Кихот свою возлюбленную Альдонсу Лоренсо, нарекая простую женщину знатным именем Dulcinea del Toboso. «Вотчинное» прилагательное «Тобосская» переводчики ставят в ее новом имени после существительного. Извольте обожать! Нарочитый для русского языка порядок слов обращает на себя внимание и располагает к тому, чтобы восхищаться этой, вестимо, знатной дамой.
Та же горделивая диспозиция царит и в ботанической систематике. Татарник колючий (Onopordum acanthium), татарник иллирийский (Onopordum illyricum), татарник жилковатый (Onopordum nervosum) — словно паж на балу объявляет эти имена! Латинские, а вслед за ними и русские наименования трав, кустарников и деревьев требуют к себе доверчивой почтительности. Но мне здесь ближе смесь лингвистической смелости и орфографического скепсиса. По одной из версий, топоним El Toboso произошел от слова toba, которым по-испански называют вышеперечисленные растения. И я точно знаю, что ошибиться в написании самых разных ботанических имен так же легко, как перепутать татарник (Onopordum) с чертополохом (Carduus), а удивительных историй, связавших мир растений с лингвистикой, не меньше, чем невероятных приключений, о которых когда-то поведали нам Сервантес и его персонажи.
В 1860-е гг. «Дон Кихота» иллюстрирует Гюстав Доре. В 1905 году в очередном издании испанского шедевра иллюстрации французского графика, ранее черно-белые, предстают уже цветными: их раскрасил каталонец Сальвадор Тусель Гранер. На картинке — пейзаж Эль-Тобосо. Так что же это растет на переднем плане, чертополох или татарник?
Столь же настороженно, как многие задумались сейчас, я проверяю в текстах о садоводстве и ландшафтном дизайне правильность «зеленых имен».
Татьяна Карпеченко. Проект «Зеленые имена. Ботаника, орфография и языки»
Канал в Telegram: https://t.me/greennames
Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/greennames
Группа в «Одноклассниках»: https://ok.ru/group/61024545079427