Найти тему
Арт-альбом

Первое славянское стихотворение

Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений.

Существуют две точки зрения на её происхождение. Одни учёные считают, что её написал сам создатель славянской азбуки Константин Философ, святой Кирилл. Эта точка зрения имеет главным основанием то обстоятельство, что во многих, правда, поздних списках молитвы Кирилл прямо назван её автором.

В год 863 Константин Философ, названный Кириллом, создал грамоту славянским языкам, прозванной литицею, во дни Михаила, царя греческого, и в дни новгородского князя Рюрика, с него ж русская земля пошла. Греческую грамоту создавали семеро: Палимед, Пад, Милисий, Симонид, Эпихарий, Дионисий.

(Так сказал святой Кирилл:)

Святой равноапостольный Кирилл (фото: pravoslavie.ru)
Святой равноапостольный Кирилл (фото: pravoslavie.ru)

Другие исследователи приписывают авторство этого произведения ученику Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому, епископу Великого Преслава в конце IX — начале X века. Дело в том, что в древнейшем, XII века списке Государственного исторического музея молитва составляет «пролог», часть предисловия к «Учительному Евангелию», которое было составлено в 894 году Константином Преславским.

Учительное Евангелие Константина Преславского. Первая четверть XII в. Л. 2. Начало «Азбучной молитвы» (фото: blog.mediashm.ru)
Учительное Евангелие Константина Преславского. Первая четверть XII в. Л. 2. Начало «Азбучной молитвы» (фото: blog.mediashm.ru)
 Епископ Константин Преславский (фото: blog.mediashm.ru)
Епископ Константин Преславский (фото: blog.mediashm.ru)

В древнерусской письменной традиции Азбучная молитва имела широкое хождение, о чём свидетельствует обилие её списков. К настоящему времени выявлено и опубликовано порядка 40 списков XII-XVII вв.

Как самостоятельное произведение молитва включалась в сборники различного содержания. Списки отличаются друг от друга, что сказывается на толковании оттенков ее смысла у различных исследователей.

Но общее содержание — прославление славянской азбуки и славянских книг, подвига первоучителей славянских, воля их последователей к утверждению и распространению учения на славянской языке среди «новых» народов — славян.

Учительное Евангелие Константина Преславского. Первая четверть XII в. Л. 2 об.. «Азбучная молитва» (фото: blog.mediashm.ru)
Учительное Евангелие Константина Преславского. Первая четверть XII в. Л. 2 об.. «Азбучная молитва» (фото: blog.mediashm.ru)

Молитва представляла собой акростих (греч. aκρος — крайний, στίχος — стих, строка в книге), в котором каждая строка начиналась с очередной буквы славянского алфавита.

В реконструированном тексте 12-сложный размер, в котором цезура (лат. caesura — букв. разрез) чаще располагается после пятого слога, реже — после шестого.

Учительное Евангелие Константина Преславского. Первая четверть XII в. Л. 3. Окончание «Азбучной молитвы» (фото: blog.mediashm.ru)
Учительное Евангелие Константина Преславского. Первая четверть XII в. Л. 3. Окончание «Азбучной молитвы» (фото: blog.mediashm.ru)

В греческом языке азбучный стих представлен у Григория Богослова. Начальная строка, переведённая из Григория, открывает прозаическую часть предисловия «Учительного Евангелия» Константина Преславского, следуя сразу за текстом Азбучной молитвы: «Добро есть от Бога начинати и до Бога коньчавати, якоже рече етерь Богословьць Григоръ».

Используя разные списки памятника, переводчик стремился держаться древнейших текстов.

Фото автора канала Арт-альбом
Фото автора канала Арт-альбом

Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!

С уважением, автор канала Наталья