Законы гармонии для всех видов искусства едины, однако в каждом из них сложился свой образный язык, и изобразительное искусство имеет свои средства художественной выразительности. Здесь их воздействие одномоментно и сильнее, чем в других видах, поскольку не так сильно растянуто во времени.
Самое интересное в том, что изображение воздействует на нас не сюжетом: важно не то, что изображено, а как изображено. Например, пейзажи Ван Гога — не о деревьях.
И они не только о страданиях и радостях художника.
Вот этот рисунок пером — о взаимоотношениях белой бумаги и напряжённой чёрной линии, он о конфликте глубины пространства и плоскости листа, он о рельефе изображения, как о разрешении этого конфликта.
Сила воздействия изобразительного искусства на подготовленного зрителя от сюжета не зависит. Он может быть каким угодно, величественным или грандиозным, а сила эстетического воздействия — ничтожной. Например, лучшие произведения Рембрандта — несложные по композиции портреты, а Моранди — натюрморты из нескольких предметов.
Для большинства зрителей сюжет остается единственным смыслом изображения, эстетические переживания их касаются редко. Но если мы начнем относиться к искусству как к творческому труду, то они станут нам более доступны.
«Смотря на картины до той поры, я как рядовой зритель любовался и воспринимал результат их действия. Небо, человека, дерево, изображённых на холсте, я воспринимал такими же, как в натуре, но как и по каким законам их иллюзия возникает, не доходило до моего понимания. …Анализом образования живописных форм я и занялся, и передо мной вскрылся организм картины: я увидел «композицию». Сквозь живые образы обнаружились передо мной схемы и оси... Я понял, что это они и производят во мне или бурю зрительного воздействия, или радость и покой равновесия. Я понял, что живопись, лишённая этих основных смыслов, полагающая смысл в не организованном композицией предмете, становится натурализмом, и её действие — подавляюще физиологическим». — Петров-Водкин
Современное искусство ушло от человеческого к миру эстетики цвета, формы и композиции. Однако наряду с ним стоит художественный рынок и желания масс, и эти массы требуют привлечения и развлечения (сюжетом). Что делать с бесконечными котиками, фотореализмом, сюрреалистическими ребусами? Это большой вопрос, на который ответа пока нет.
Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой в развитии нашего канала☀️
#искусство #artemisiaмысли #современное искусство #культура #образ #язык #art #размышление #живопись