Найти в Дзене
Artemisia Studio

О чем говорит язык изображения?

Законы гармонии для всех видов искусства едины, однако в каждом из них сложился свой образный язык, и изобразительное искусство имеет свои средства художественной выразительности. Здесь их воздействие одномоментно и сильнее, чем в других видах, поскольку не так сильно растянуто во времени.

Самое интересное в том, что изображение воздействует на нас не сюжетом: важно не то, что изображено, а как изображено. Например, пейзажи Ван Гога — не о деревьях.

-2

И они не только о страданиях и радостях художника.

-3

Вот этот рисунок пером — о взаимоотношениях белой бумаги и напряжённой чёрной линии, он о конфликте глубины пространства и плоскости листа, он о рельефе изображения, как о разрешении этого конфликта.

Сила воздействия изобразительного искусства на подготовленного зрителя от сюжета не зависит. Он может быть каким угодно, величественным или грандиозным, а сила эстетического воздействия — ничтожной. Например, лучшие произведения Рембрандта — несложные по композиции портреты, а Моранди — натюрморты из нескольких предметов.

Рембрандт. Портрет Антони Копала
Рембрандт. Портрет Антони Копала
Моранди
Моранди

Для большинства зрителей сюжет остается единственным смыслом изображения, эстетические переживания их касаются редко. Но если мы начнем относиться к искусству как к творческому труду, то они станут нам более доступны.

«Смотря на картины до той поры, я как рядовой зритель любовался и воспринимал результат их действия. Небо, человека, дерево, изображённых на холсте, я воспринимал такими же, как в натуре, но как и по каким законам их иллюзия возникает, не доходило до моего понимания. …Анализом образования живописных форм я и занялся, и передо мной вскрылся организм картины: я увидел «композицию». Сквозь живые образы обнаружились передо мной схемы и оси... Я понял, что это они и производят во мне или бурю зрительного воздействия, или радость и покой равновесия. Я понял, что живопись, лишённая этих основных смыслов, полагающая смысл в не организованном композицией предмете, становится натурализмом, и её действие — подавляюще физиологическим».Петров-Водкин

Современное искусство ушло от человеческого к миру эстетики цвета, формы и композиции. Однако наряду с ним стоит художественный рынок и желания масс, и эти массы требуют привлечения и развлечения (сюжетом). Что делать с бесконечными котиками, фотореализмом, сюрреалистическими ребусами? Это большой вопрос, на который ответа пока нет.

Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой в развитии нашего канала☀️

#искусство #artemisiaмысли #современное искусство #культура #образ #язык #art #размышление #живопись