Сегодня кажется, что не просто так талантливого Сергея Филиппова в молодые годы частенько приглашали на роли ярких, одиозных немецких солдат. Даже его отца, Сергея Георгиевича, который трудился на заводе слесарем, "за глаза" называли "фон барон". И действительно черты своеобразного лица популярного актёра не слишком сочетались с искренним обликом строителя коммунизма.
Правда, никто так и доказал, что в роду Филипповых действительно были германские предки. Но ведь отчего-то его первой, пусть и эпизодической ролью, стал финн-шюцкоровец в фильме «Падение Кимас-озера» 1937 года. Да и персонаж немецкого разведчика Крауса, весьма убедительно сыгранный Сергеем в "Беспокойном хозяйстве", у послевоенных зрителей вызывал весьма законное отторжение.
А вот воспитанный гувернанткой-немкой замечательный Георгий Штиль без всяких выдумок имел немецкие корни. Его отца даже не взяли на фронт, именно за "несоветское" происхождение. Да просто мельком взглянув на анфас Георгия Антоновича, принять его за белоруса или молдаванина никому бы ни пришло в голову. Правда, в отличие от Сергея Филиппова режиссёры не спешили зазывать "настоящего немца" на роли его реальных соотечественников. Наоборот, в замечательной трагикомедии Владимира Мотыля "Женя, Женечка и «катюша»" актёр блестяще справился с ролью командира батареи реактивных установок. И, как ни странно, Штиля частенько приглашали сыграть того или иного персонажа в советских киносказках. Помните его злополучного телохранителя принцессы в "Старой, старой сказке" или бодрого лешего в весёлых "Новогодних приключениях Маши и Вити" 1975 года. Прекрасный актёр.
Вот и рождённый в немецкой семье Бруно Фрейндлих, также не был замечен в ролях своих "соотечественников". Почти все его персонажи, кроме, быть может, шута Фесте в "Двенадцатой ночи" Яна Фрида, имеют русские фамилии. Нельзя же назвать "немцем" главнокомандующего Белой армией барона Врангеля, сыгранного им в легендарном "Беге" Алова и Наумова в 1970 году. Даже в политическом детективе "Мёртвый сезон", где по всем правилам именно Бруно Артурович всенепременно был должен отобразить человека "с той стороны", ему, наоборот, предложили роль Валерия Петровича Батурина, генерала КГБ. Вот такие парадоксы советского кинематографа.
А в 1934 году на свет появилась будущая звезда БДТ, несравненная и удивительная Алиса Бруновна Фрейндлих. В юности актриса снялась в довольно забавном эпизоде комедии "полосатый рейс". Помните начало фильма, когда её заинтригованная помощница буфетчика просит героя Евгения Леонова рассказать по тот "экзотический" рейс. А как было не запомнить, ярко сыгранную Алисой одинокую барышню Аню в драме "Любить" 1968 года. Но большинство любителей "незатейливого кино" рассмотрели Фрейндлих, естественно, в многообразной истории об озорном гасконце, где она прекрасно перевоплотилась в своенравную королеву Анну Австрийскую, супругу Луи XIII. Кстати, от природы у Алисы Бруновны всегда было прекрасное меццо-сопрано, что легко позволило ей спеть дуэтом с Алексеем Кузнецовым, сыгравшим пылкого герцога Бэкингема. Да, но как же самый "зрительский" фильм Рязанова - её заповедный "Служебный роман"?
Вспомним и про "вечную сельскую бабушку", Татьяну Ивановну Пельцер. Вот уж как актрисе надо было перевоплощаться на экране, чтобы с таким характерным немецким лицом стать одной из самых популярных "старушек" Советского союза.
Да и без "этих самых германских генов" стойкая красавица Лариса Луппиан, вряд ли бы смогла вытащить из плена "зелёного змия" своего задорного Д*Артаньяна. Если бы не её нордический характер, то прекрасный Михаил Боярский мог давно повторить судьбу талантливого Олега Даля или интересного Криса Кельми. Да, вот такие они, эти замечательные "советские немцы".