Найти в Дзене
Тёмная Эстетика

Звёздные Войны, личный топ фильмов (и вагон критики)

Оглавление

Эта кинофраншиза в представлении не нуждается, все и так прекрасно знают что это, о чем это и кто создатель франшизы. Не буду томить, поэтому самое главное скажу с порога – я фанат приквелов. Конечно же, как и любой другой подобный топ, этот – лютая субъективщина, так что если ваше мнение не совпадает – не обижайтесь и не принимайте близко к сердцу. Но перед тем как непосредственно переходить к топу, я бы хотел высказаться о франшизе в целом, причем начну я с минусов. Да, они есть и не так уж и мало.

-2

У любого великого продукта есть великий оригинал и всякие последователи, включая поп-альтернативы оригиналу. К сожалению для ярых фанатов Звёздных Войн, я вынужден сказать, что Звёздные Войны это вовсе не великий оригинал, а та самая поп-альтернатива. Оригиналом же является Дюна. Причем между Дюной и Звёздными Войнами был ещё Стар Трек, но со Стар Треком я знаком только по одному из современных фильмов, так что далее Стар Трек я упоминать не буду. Почти что всё, что есть в Дюне, есть и в Звёздных Войнах, но вот только Дюна это весьма и весьма серьёзная вещь, в то время как Звёздные Войны вряд ли реально воспринимать всерьёз. Ну не задумывалась эта франшиза как нечто серьёзное, это чисто развлекательный проект. Совсем другое дело, что Дюна была преимущественно книжной франшизой, в то время как Звёздные Войны изначально чисто киношная вещь и дебютировала на экранах существенно раньше Дюны. Но мы же сейчас всё таки не в 1977 году, сейчас у Дюны уже два фильма и два мини-сериала (ну или один сериал на два сезона, если вам так больше нравится). К чему я всё это говорю? Политика. В Звёздных Войнах политика чуть ли не смехотворна и по-детски упрощена. И это при том, что в Звёздных Войнах, как и в Дюне, политические противостояния являются главной движущей силой центрального сюжета. Не хорошо получается.

-3

Не хотел застревать в деталях, но я просто напросто не могу не вспомнить про легендарную 'меткость' дроидов, клонов и штурмовиков – худшие стрелки в истории Голливуда. И если с дроидами ещё можно еле-еле натянуть то, что якобы технологии паршивые (хотя по идее должно быть ровно наоборот), то с клонами это просто бред. Тем более, что в одном из фильмов мы видим человека которого расклонировали на эту армию клонов – он же многократно превосходит своих клонов! Как, почему?! И почему их все так боятся, если они такие никчемные? Вот это реально смехотворно.

-4

Думаю, для многих из вас не секрет, что в среде любителей (научной) фантастики к Звёздным Войнам частенько относятся с пренебрежением. И оно как бы интуитивно можно понять, но всё таки... почему? Я давно задумывался над этим и в итоге пришел к выводу, что дело в том, что... Звёздные Войны это даже толком не фантастика. Звёздные Войны это практически как средневековое фэнтези в космосе. Просто посмотрите на персонажей, на центральные идеи этой франшизы – разве в фантастике так принято? Нет. Зато в условный Властелин Колец все эти персонажи и концерны вписались бы на ура. Или там в Варкрафт. Но вот в ту же Дюну в жизни бы не вписались. Или в Чужого. Или в Бегущего по лезвию. Или в первый Старкрафт. Надеюсь посыл понятен.

-5

Теперь скажу ещё одну вещь которая может не понравится многим фанатам франшизы: многое можно сделать на том же уровне или даже лучше, есть только одно в чем Звёздные Войны абсолютно непобедимы и всегда будут возвышаться над всеми остальными – это световые мечи. Звёздные Войны это световые мечи, световые мечи это Звёздные Войны. Без них это далеко не такая уж и интересная история, с ними – хит парад всех времён и народов. Драки на световых мечах и прочий джедайский экшен это самое сердце франшизы. Вот только в оригинальной трилогии и сиквелах оно реализовано на весьма скромном уровне, в то время как в приквелах оно было легендарно круто, во многом потому, что не пожалели денег на профессиональных фехтовальщиков и мастеров боевых искусств.

-6

У Звёздных Войн есть два великих сюжета. Первый это трагичная дорога Эникена от маленького мальчика до Дарт Вейдера. Второй это скрытая сюжетная линия про политические манёвры Императора Палпатина, о том как один человек смог перехитрить и перестроить всю межгалактическую цивилизацию под себя. Палпатин это шахматный гранд-мастер позади практически всех событий франшизы, что делает его не только главным злодеем, но и самым могущественным и способным персонажем. Оба этих пункта выпадают преимущественно на сюжетную линию приквелов. Вообще, мне кажется, что оригинальная трилогия это даже не совсем трилогия, это самостоятельный фильм плюс дилогия – между четвёртым и дальнейшими эпизодами есть весьма существенная разница, в то время как пятый и шестой – почти что как один фильм разбитый на две части. Возможно из-за этого так получается, что в оригинальной трилогии сложно выделить какой либо единый центральный сюжет, в то время как в приквелах с этим всё однозначно. Ну и завершая данную тему, упомяну то, что увидел в другом, англоязычном топе: приквелы внесли в Звёздные Войны "войны". Сам я об этом ранее не задумывался, но в принципе оно верно – оригинальная трилогия и сиквелы это преимущественно партизанские противостояния, послесловие после проигранной войны. Приквелы же больше именно о классической войне между государствами, то есть элемент войны в той трилогии раскрыт больше.

12 место, Эпизод VII — Пробуждение силы (2015)

-7

Просто п*р*ша, фильм который убил франшизу. Многое конечно сыграл эффект неожиданности: никто тогда ещё не знал чем конкретно грозит покупка прав на франшизу диснеем (хотя примерно чего ожидать понять было не сложно, по крайней мере я заранее знал, что это просто обязан быть мега-фейл). Я бы хотел сказать что-то конкретное на тему того что в нём плохо, но это весьма сложно – он отвратителен с первой до последней минуты. Но что самое ужасное: это не просто плохой фильм, это бездушный фильм. Подобные фильмы не имеют абсолютно никакого отношения к искусству, это чисто бизнес и маркетинг, перепродажа давно переваренного материала. Седьмой эпизод это полный плагиат четвёртого эпизода, только абсолютно не о чем и с ужасной игрой актёров. В целом, сабж это даже не сколько полный провал для франшизы, но и воплощение чуть ли не всего того, что не так с современным Голливудом.

11 место, Изгой-один (2016)

-8

Единственное достоинство этого фильма это то, что он не был настолько плох как седьмой эпизод. О чем был этот фильм? Не, серьёзно? Вспомнить невозможно, ещё одна полная пустышка. Сабж лучше первого диснеевского фильма только тем, что этот фильм хотя бы не пытался ничего копировать, это была самостоятельная идея... но идея не о чем, с абсолютно плоскими персонажами и сюжетом. Подобно седьмому эпизоду, этот спин офф способен выехать только на ностальгии ярых фанатов оригинальной трилогии, всем остальным тут ловить абсолютно нечего.

10 место, Эпизод VIII — Последние джедаи (2017)

-9

Первые два диснеевских фильма меня настолько разочаровали, что я тогда решил, что больше не буду смотреть новинки серии никогда, поэтому с остальными фильмами я ознакомился относительно не так давно. Оно всё ещё плохо и не обошлось без плагиата пятого эпизода, но по крайней мере это не был настолько наглый плагиат как между седьмым и четвёртым эпизодами. Бандитская сюжетная линия была не так уж и плоха. По крайней мере её хотя бы в отдалённых чертах можно вспомнить, в отличии от всего изгоя. В седьмом эпизоде персонажи Рей и Кайло Рен были катастрофой, но в этом фильме им удалось резко преобразоваться в лучшую сторону. Хорошим фильм от этого не стал, но взаимоотношения этих двух персонажей плюс неопределённость выбранного пути силы для каждого из них – это была хорошая идея, в сюжете новой трилогии впервые появилась некая интрига. Правда, не обошлось без новой катастрофы – Люк Скайуокер, из его персонажа сделали безвольную размазню.

9 место, Войны клонов (2008)

-10

Всегда игнорировал существование данного спин оффа из-за того, что это не полноценное кино, а мультфильм, но специально ради этого выпуска всё же посмотрел. Мимолётно ознакомившись с топами других людей я обратил внимание, что прослеживается тенденция ставить сабж на последнее, двенадцатое место. Неужели всё так плохо? В двух словах – детское смотрилово. Оно не сколько плохо само по себе, сколько явно с целевой аудиторией на детей, без учета более взрослой аудитории. У джедаев и ситхов есть одно единое и крайне строгое правило: только мастер имеет право иметь учеников и у каждого мастера может быть только один единственный ученик. Чтобы заполучить нового ученика, предыдущий должен или умереть или стать мастером или покинуть орден. Поэтому то, что здесь у Эникена появляется ученица, когда он ещё сам ученик – это просто вопиюще, такого пренебрежения к канону в Звёздных Войнах я ещё не видел. И это далеко не единственное в чем данная лента пренебрегает каноном – Эникен здесь почему-то не ученик, а мастер, а у графа Дуку почему-то тоже есть своя ученица (а это двойное нарушение канона: мало того, что Дуку сам является учеником Палпатина, так и ситхов же не бывает больше двух, а здесь их трое!). Плохая, практически вырвиглазная анимация, относительно слабенький сюжет (такое было бы в самый раз для компьютерной игры, но не для полнометражного кино). Очевидный плюс данной ленты – новый персонаж Асока Тано хорошо прописана, ей явно уделили массу внимания во время создания данного мульта. Только вот беда в том, что все остальные персонажи слишком далеки от своих киношных оригиналов. Новый ситх Асажж Вентресс – фейспалм, лучше бы её не было. Но. Не смотря на многие проблемы данного мультфильма, оно всё равно не настолько сильно зафейлено как большая часть диснеевских фильмов (что только дополнительно подчеркивает насколько низко пала франшиза при переходе под крыло диснея).

8 место, Хан Соло (2018)

-11

В некотором смысле это всё ещё очередная диснеевская халтура, но в этот раз они смогли добиться того к чему стремились в других современных лентах: хорошая подборка актёров, грамотная игра на ностальгии (без перехода в плагиат!), тонны лёгкого юмора – вряд ли этот фильм когда либо стану пересматривать, но один раз посмотреть его было вполне себе хорошо. Многие персонажи всё равно плоские, как и сюжет, но в то же самое время сабж это примерно как то, чем хотел стать изгой, но конкретно провалился – достойным спин оффом на около-бандитскую тематику. Лично для меня фильм в первую очередь запомнился L3-37, роботом-феминистом, это была угарная пародия на современные тренды в реальном мире. По крайней мере я надеюсь, что это была пародия. Ведь так, да?

7 место, Эпизод IX — Скайуокер. Восход (2019)

-12

По какой-то причине этот фильм вызвал больший раскол мнений чем предыдущие диснеевские ленты. Глупо отрицать то, что все диснеевские фильмы франшизы имеют массу проблем, но как по мне, то этот фильм максимально приблизился к тому чтобы исправить проблемы новой трилогии: почти весь фильм крутится вокруг единственной достойной идеи трилогии сиквелов – взаимоотношения Рей и Кайло Рен, а так же неопределённости их пути – данный фильм отлично показал, что они оба с примерно одинаковой долей заслуживают быть как джедаями, так и ситхами, всё упирается в исключительно их личный выбор, а не в четкую предрасположенность к одной из сторон или же к давлению внешних обстоятельств пересилить которые невозможно. Развитие всех остальных персонажей пошло под нож. И знаете что? Правильно сделали, поскольку никто из них всё равно не имел никакого значения. На удивление, фильм смог дать достойную концовку как минимум всей трилогии. Учитывая как в этой трилогии сиквелов всё остальное было зафейлено, достойная концовка – практически чудо. Ещё одно преимущество данного фильма над остальными диснеевскими лентами – у её создателей наконец-то хватило мужества снять что-то без плагиата оригинальной трилогии, что-то хотя бы немного новое. Так надо было делать с самого начала, а не к последнему фильму новой эры франшизы, возможно бы тогда и остальные ленты не были бы настолько слабы. Подводя итог о трилогии: развитие сюжетной линии о взаимоотношении Рей с Кайло Рен – зачет, всё остальное – чудовищный провал.

6 место, Эпизод V — Империя наносит ответный удар (1980)

-13

Ух, наконец-то со всем этим недоразумением покончено и теперь можно перейти к классической шестёрки фильмов от Джорджа Лукаса – настоящим Звёздным Войнам. Перед тем как перейти к обсуждению слабых сторон данной ленты я хочу дополнительно подчеркнуть, что все эти шесть фильмов – весьма хорошие. Только в разной степени. Мне было очень сложно выбрать фильм на эту позицию – пятый или шестой эпизод, решил всё же пятый. Откровенно ничего плохо сказать не могу, но есть то, что немного провисает. Например, вступительная битва на ледяной планете. Учитывая, что это единственное массовое сражение в ленте, делать его излишне комичным было плохой, неуместной идеей. Шагающие боевые машины со связанными ногами? Оригинально? Да. Хорошо ли? Нет. Даже идея с йети и то была уместнее. Финальная часть ленты в небесном городе в целом была нормальной, но явно уступает по параметру эффектности любому другому из шести фильмов. Остальное же – космические сцены и тропическая планета с Йодой, было весьма хорошо. Даже не смотря на то, что здешнего Йоду воспринимать всерьёз практически невозможно. Ну и конечно нельзя не вспомнить про "Люк, я твой отец" – самая знаменитая цитата в кинематографе которой в самом фильме никогда не было. Ну и ещё одно: все фильмы оригинальной трилогии короче приквелов, но ощущается, будто ровно наоборот – приквелы проносятся быстрее, оригинальная трилогия же более тягучая.

5 место, Эпизод VI — Возвращение джедая (1983)

-14

Причина почему мне было сложно определиться между пятым и шестым эпизодом это то, что я всегда не любил весь вступительный фрагмент на Татуине. Он просто плох. Худшее, что было в шести фильмах Лукаса. И эта пародия на червя из Дюны – худшая отсылка к Дюне из всех возможных. Потом фильм становится лучше, но всё равно, первая половина фильма – весьма посредственная. Если бы весь фильм был таким, то пятый эпизод был бы определённо лучше. Но начиная с лесной планеты всё становится многократно круче – подобное хорошее противостояние это именно то, чего не хватало пятому эпизоду. Даже если бы оно было в несколько раз короче, это всё равно многое бы изменило. Концовка фильма так вообще шикарна, возможно даже лучшая из всех. Вообщем, шестой эпизод это очень такой mixed bag: много разного контента очень разного качества. Романтическая линия Леи и Хан Соло – крайне избитое киношное клише про то как хорошая девочка западает на плохого парня. Но стоит отдать должное, если оно где и хорошо реализовано, то это именно в оригинальной трилогии Звёздных Войн. К тому же, за эти три фильма персонаж Хан Соло достаточно сильно преображается, из антигероя в героя, так что это тоже можно считать своего рода плюсом в истории взаимоотношения этих двух персонажей, пускай и сама идея исправления негодяя – нереалистичная.

4 место, Эпизод II — Атака клонов (2002)

-15

Возможно это стиль изложения Лукаса, но середина трилогий почему-то у него слабее начала и конца, и в приквелах оно заметно куда сильнее чем в оригинальной трилогии. Но это всё равно весьма крутой фильм. Только сильно разговорный, особенно в первой половине. Трудно не пройтись по любовной линии Эникена и Падме. Позиция Эникена весьма убедительна. Буйный подросток с mummy issues встречает женщину которая сыграла большую, но непродолжительную роль в его детстве и чуть ли не была заменой мамы – его можно понять. Но вот Падме понять крайне сложно. Как взрослая женщина, тем более сильно влиятельный политик межпланетарного масштаба, могла запасть на юношу чуть ли не в два раза моложе её и который 'в реальном мире' по сути никто, просто студент кружка боевых искусств? Весьма логично, что по началу она его отталкивает, но что заставило её изменить своё решение? Весьма натянутый и крайне неоднозначный момент. Попытка убийства Падме: наверное одна из наиболее явных отсылок к Дюне из всех Звёздных Войн. И удачная, в отличии от некоторых! Массовая драка на гладиаторской арене – мне всегда казалось как будто что-то с этим фрагментом слегка не так. Вроде бы круто, но какое неуловимое 'но' витает где-то в воздухе. Всё остальное в этом фильме – весьма круто.

3 место, Эпизод IV — Новая надежда (1977)

-16

Самый первый, оригинальный фильм. Конечно же это шедевр. Наиболее самостоятельный фильм. Быть может потому, что изначально задумывалось, что Звёздные Войны будут одним единственным фильмом, а не огромной сагой? Так или иначе, у этого фильма была некая странность и причудливость, типа как у ещё никому неизвестных гениев с некими странностями: то, что пятый и шестой эпизоды полностью растеряли. И, в принципе, он был идеально составлен, даже не смотря на слегка затянутый фрагмент с приключениями дроидов. Я бы даже сказал так: если бы фильм закончился на побеге со Звезды Смерти, оставив её штурм на следующий фильм, это всё равно было бы дико круто, но то, что уничтожение Звезды Смерти было втиснуто в этот фильм – по сути две масштабные концовки идущие друг за другом, для абсолютного большинства фильмов это перевыполнение плана. Присутствие Оби-вана Кеноби (в материальном мире) всегда шло огромным плюсом любому из фильмов франшизы, так что это ещё одна вещь которая сильно возвышает четвёртый эпизод над остальными лентами оригинальной трилогии. Отсутствие Палпатина и роль Дарт Вейдера как верховного злодея империи тоже имеет свой определённый шарм. Ну и ещё одно: никто тогда понятия не имел, что Звёздные Войны станут одной из самых успешных и популярных франшиз вообще. Не могу сказать, что это был прям просто фильм – это всё равно был крупный, мейнстримный блокбастер, но это было самое близкое к 'просто фильму' что у данной франшизы когда либо было, и в этом заключена не малая ценность.

2 место, Эпизод I — Скрытая угроза (1999)

-17

Наверное правильнее всего было бы начать с того, что этот фильм был моим знакомством со франшизой и в детстве я его пересматривал далеко не раз. Так что тут определённо не без элемента ностальгии. На мой взгляд, в плане подачи может немного заметна некая угловатость и отсутствие плавности, но это совсем незначительно и это единственное к чему я вижу тут объективно можно было придраться, если очень сильно захотеть. Всё остальное или отлично или шикарно. Многие ненавидят Джар-Джар-Бинкса, причем вплоть до неадеквата, докапываясь и гнобя актёра в реальной жизни! На мой взгляд, Джар-Джар-Бинкс это логическая вершина всей той комедийности и придурковатости, что так свойственна серии и стилю Лукаса в целом, оно было доведено до логического конца, квинтэссенция. Почему вдруг это так много кому не нравится – без понятия, у меня никогда не было претензий к данному персонажу. Видимо для многих это было "Лукас зашел слишком далеко", но как по мне, то в самый раз. В целом, в этом фильме не мало переосмыслений идей из четвёртого эпизода, но именно так как одно должно было быть, а не бездарный и бездушный плагиат как в седьмом эпизоде! Квай-Гон очень похож на Оби-Вана Кеноби в старости, Падме стала чем-то средним между новым персонажем и переосмыслением Леи, осада космического корабля Торговой Федерации как переосмысление осады Звезды Смерти, смерть одного из джедаев ближе к концу обеих лент, два хорошо знакомых дроида. Вообщем, общего много, но в первом эпизоде больше экшена. И. Самое главное. Фехтование! Первый эпизод это настоящий шедевр фехтовального экшена в кинематографе, один из самых высоких уровней когда либо показанный где либо вообще. По большей части благодаря Дарт Молу, конечно же. Вообще, Дарт Мол всегда был моим любимым персонажем во франшизе. Появление концепта мидихлорианов считаю огромнейшим, титаническим плюсом для всей франшизы, благодаря нему джедаи не смотрятся как очередные боевые маги из очередных Древних Свитков, и придают более серьёзный, научно фантастический вес всей франшизе. В ретроспективе, я бы сказал, что данный фильм исправил многие слабые стороны франшизы, но понятно, что далеко не все хотели чтобы что либо исправлялось.

1 место, Эпизод III — Месть ситхов (2005)

-18

Единственный фильм на премьеру которого я ходил в кино дважды, и этим всё сказано. Сюжетные линии Эникена, Палпатина, Оби-Вана и даже Йоды – на кульминации. Так же, на этот фильм выпала крайне сложная и ответственная задача связать и показать переход от мира который мы видим в первых двух эпизодах к миру которым мы видим в оригинальной трилогии. И он справился с этой задачей на все сто! Это так же наиболее мрачный и однозначно самый трагичный/драматичный фильм за всю франшизу. Трудно что-то ещё добавить – как по мне, это просто идеальный фильм по Звёздным Войнам. Второго такого фильма уже больше никогда не будет, третий эпизод это по-своему недосягаемый шедевр. Ну и если говорить о возможных продолжениях, то я конечно же бы предпочел чтобы новые фильмы развивали идеи и стилистику именно третьего эпизода, то дисней наглядно всем показал, что мы никогда не получим не только нечто в подобном ключе, но и по-настоящему хороших фильмов вообще. Бондиана со временем становилась всё менее лёгкая и комедийная, постепенно наращивая серьёзность и мрачность. На мой взгляд, Звёздным Войнам нужно было пойти примерно той же дорогой как и франшиза про агента 007. Или брать пример с более серьёзных фантастических фильмов. А так, что имеем, то имеем.

-19

Не в тему, но первая роль актёра который играл Эникена во втором и третьем эпизоде: мальчик разносчик газет в уже давно как классическом фильме ужасов В пасти безумия.

#кино #поп-культура #фантастика #космическая фантастика #обзоры #star wars