Если Вы замечали за ребёнком что-то подобное, то читайте эту статью. Я расскажу, почему так происходит, и что стоит делать прямо сейчас.
Давайте для начала разберём, что это за ошибки такие и какими они могут быть.
Виды ошибок при письме
Расскажу на конкретных примерах, как ребёнок может путать буквы и даже целые слоги:
- написание похожей рукописной буквы вместо требующейся (Марина - Морина или Марино, тоник - тоншк);
- пропуск букв или целых слогов (Ирина - Ирна, сторож - стож);
- перестановка букв в словах (дядюшка - дюдяшка);
- пропуск окончаний (точка - точк);
- лишние буквы (люстра - люсатра);
- искажение слова до непонятного (на дорожку - надожку, непонятно - ненятно, настил - на стол);
- нарушение смягчения согласных (роща - роша, любовь - любов).
Почему ребёнок делаете такие ошибки на письме?
Если ребёнок на постоянной основе совершает некоторые из этих ошибок, то это говорит о наличии у него дисграфии.
Дисграфия - это нарушение процессов письма, при этом никак не связанных со знанием грамматики и других правил языка.
Условно: ребёнок знает правило ча-ща, но слово “прощать” может написать как угодно - пропустить буквы, добавить лишние, поменять местами слоги, написать “ша”, “що” и т.д.
Проблема дисграфика в том, что он не отличает те или иные буквы, их написанные образы. Для него, например, одинаково выглядят “ш” и “и”. И он не сможет понять, какую именно букву нужно написать в данный момент.
Ни одна дисграфия не похожа на другую, один ребёнок будет путать одни буквы, другой - другие, а третий вообще все.
Причины дисграфии
Но откуда у ребёнка берётся дисграфия?
По данным исследований Ковшикова Ю.А., Демьянова Ю.Г. дисграфия встречается примерно у 40% младших школьников в том или ином виде.
Это может быть связано с рядом причин:
🔺У ребёнка были логопедические проблемы, которые не решились до сих пор или решились, но не были проработаны достаточно глубоко.
Либо ребёнок пишет так, как говорит. На письме можно увидеть те же ошибки и особенности. Либо выскакивают на первый взгляд уже решённые ранее проблемы.
🔺У ребёнка нарушен фонематический слух. К физическому слуху это не имеет никакого отношения, ребёнок отлично всё слышит. Но может не распознавать на слух буквы, допустим, звонкая это или глухая и пишет, как придумается. Или он может не услышать слог или буквы и пропустить их на письме.
🔺У ребёнка плохо развиты поля головного мозга, которые отвечают за понимание языка. В этом случае ребёнок не может отличить, где начинается и заканчивается слово или предложение, путает связи слов в предложении, склонения, спряжения и так далее.
🔺Есть сложности с распознаванием образов слов. Как я выше уже говорила, ребёнок смотрит на букву и не узнаёт её. Это связано так же с особенностями развития мозга.
Часто у дисграфика есть и другие схожие проблемы - дискалькулия (сложности в написании и понимании написанных цифр и чисел) и дислексия (нарушения чтения, когда ребёнок не может понять, что это за буквы и как они читаются).
Но дисграфия распространена гораздо чаще, примерно в 2-3 раза чаще чем та же дислексия, о которой столько говорят.
Что делать? Как решить проблему?
Дисграфия поддаётся коррекции.
Но тут, конечно, нужно понимать, насколько серьёзна дисграфия у ребёнка, какие есть сопутствующие проблемы (дислексия, нарушения концентрации внимания, логопедические проблемы и т.д.).
Если у ребёнка нет дисграфии, но есть несколько устойчивых дисграфических моментов, то при должных занятиях на развитие мозга, они уйдут быстро и без проблем.
Ну а если полный букет, то здесь важно заниматься системно, регулярно и устранять все проблемы.
Вы можете прийти к нам на диагностическую консультации, на которой станет понятна картина. Мы сможем подобрать обучение в зависимости от ситуации, чтобы решить проблему дисграфии и сопутствующих, если есть.
На что делается акцент при коррекции дисграфии:
- улучшение памяти, развитие умения запоминать образы, вытаскивать их из памяти при работе с текстом;
- устранение низкой концентрации внимания;
- работа с фонематическим слухом;
- исправление логопедических проблем;
- развитие пространственной ориентации;
- общее развитие мозга, ускорение работы обоих полушарий.
Не стоит ожидать, что дисграфия пройдёт сама. Но чем раньше начать заниматься с ребёнком, тем легче и быстрее Вы сможете её устранить.