Условно-рефлекторное обучение означает, что посредством экспозиции некоторым стимулам и корреспондирующей реакции некто обучается тому, что они появляются вместе (или не появляются вместе).
Существуют две основные формы условно-рефлекторного обучения — классическая условная рефлексия и метод проб и ошибок.
Классическая условная рефлексия — процесс использования установленного отношения между стимулом и реакцией для обучения некоторой реакции на различные стимулы.
Например, слушание популярной музыки вызывает позитивную эмоцию. Если музыка последовательно ассоциируется с конкретной маркой, марка сама будет вызывать те же позитивные эмоции.
Например, проигрывание новогодней музыки в магазинах накануне
праздника может вызывать эмоциональные реакции, ассоциированные с дарением, что, в свою очередь, может усилить намерение купить приятный подарок.
Классическое условно-рефлекторное обучение наиболее характерно для ситуаций низкой вовлеченности.
Важно заметить — то, чему обучаются, это в основном не информация, а эмоция, или аффективная реакция.
Метод проб и ошибок основан на влиянии последствий поведения на вероятность его повторения. Механика метода поясняется на примере собаки Павлова. Аналогично удовлетворенность потребителя увеличивает вероятность повторных покупок. И наоборот, повторные покупки маловероятны, если продукт не удовлетворил потребителя.
Подкрепление в методе проб и ошибок играет значительно более важную роль, чем в методе классической условной рефлексии. Поскольку здесь нет автоматического отношения «стимул-ответ», субъект должен быть побужден включиться в желаемое поведение. Затем это желаемое поведение должно быть усилено или подкреплено.
Для метода проб и ошибок проба предшествует симпатии потребителя продукту. Для условной рефлексии — наоборот, симпатия предшествует пробе и антипатия — отказу от пробы.
Например, реклама, которая усиливает/поощряет владение или использование продукта: «Лучшие люди имеют...».
Основные характеристики обучения
Процесс обучения как часть педагогического процесса имеет ряд характерных свойств, к которым большинство исследователей относят: активно-деятельностный характер, бинарность, цикличность, управляемость.
Основным условием успешности учения является активность познавательной деятельности учащихся. Активность следует рассматривать как качество учебной деятельности учащихся, которое проявляется в стремлении к получению знаний и умений, а также нацеленность на результат.
Важнейшую роль в обучении играет педагог. Он выполняет функцию сообщения знаний, организовывает работу учащихся по решению задач и выполнению упражнений с целью формирования у них соответствующих умений. Но нельзя добиться эффективности от обучения, если ребенок сам не вкладывается в это обучение, педагог не может работать без желания ученика.
Следующее свойство процесса обучения это его цикличность. Дело в том, что изучение учебного материала осуществляется, как правило, циклично: учебный материал делится на небольшие части и затем усваивается, результаты усвоения каждой части контролируются, корректируются, после чего переходят к усвоению следующей части и т. д.
Управляемость является еще одним свойством процесса обучения. Это значит, что учитель контролирует весь процесс обучения от и до. С этой целью он планирует процесс обучения, создает необходимые и достаточные условия для активизации познавательной деятельности учащихся.
Эффективность периодического повторения рекламы.
Влияние повторяемого показа рекламы является одним из самых старых вопросов, которые исследовались в психологии рекламы.
Для рекламодателей имеется три причины, по которым следовало бы воздержаться от повторения рекламы.
* во-первых, так повышается вероятность контакта, то есть вероятность действительного охвата целевой группы.
* во-вторых, повторение является предпосылкой того, что реципиент узнает сообщение.
* в-третьих, существует «смена поколений» реципиентов (например, сравнительно часто у посещающих клубы и читающих молодежные журналы), так что новых клиентов надо все еще завоевывать.
При повторении показа рекламы внимание сильно уменьшается. Внимание к идентичной рекламе часто уменьшается уже после третьего показа, поэтому следует менять детали рекламы.
Можно утверждать, что:
1. Повторяемая реклама получает более положительную оценку (эффект простого нахождения в поле зрения).
2. Если повторяются аргументы (рекламы), они становятся более достоверными.
3. Реципиенты ориентируются на эвристику, согласно которой хорошие продукты рекламируются чаще.
4. Повторение ведет сначала к положительному, а затем к негативному изменению отношения.