Со всеми сериями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA
251. Важно, чтобы мысли преподавателя в школе всегда были созревшими и дозревшими, но не перезревшими, так как всё перезревшее, обычно, не годится к здоровому употреблению, и на пользу не идёт...
252. Перед большим умом мы, как говорится, все склоняем головы. Но, перед великодушным и здравым умом Учителя – надо преклонять не только голову, но и колени…
253. Право преподавателя в классе – это всё, что истинно и справедливо с его точки зрения. Право ученика – всё то же, но с другой точки зрения…
254. Если всё время слышать от администрации школы: «Вы не профессионал…», то в конце концов, им неизбежно и станешь в ней... Однако, нередко это совсем не является истиной. Истина здесь заключается в том, что это не ваша школа…
255. Если нам что и интересно в жизни, так это только то, как мы выглядим в глазах других, что прямо относится и к ощущению себя в профессии…
256. Ну, будет ребёнок учиться в музыкальной школе – и что? Зачем ему эта учёба, когда у него нет даже маленьких музыкально-творческих способностей?..
257. Педагогическая магия преподавателя не в наличии у него каких-то хитроумных профессиональных приёмов в обучении детей, а в его умении управлять самыми обыкновенными педагогическими приёмами в обучении…
258. В мире всегда много столь прекрасного, что преподавателю, нередко, в голову приходила одна и та же мысль: «Что же это я сам-то такой неудалый?»…
259. Преподавателю обладать музыкально-художественным вкусом в своей профессии, порою много важней для обучения, чем обладать ему профессиональными знаниями в нём…
260. Когда начинаем что-то понимать в школе, то жить в ней становится легче, а когда только что-то чувствуем в ней, то тяжелее. Но почему нас так неудержимо тянет больше жить в школе предчувствиями и чувствованиями, а не пониманием?..
261. Многих преподавателей можно было бы назвать, очевидно, и самыми несчастными людьми в этой жизни, если бы они так пристально и целеустремлённо не интересовались своей профессией…
262. Когда вы защищаете в школе «педагогического ястреба», то надо понимать, что вместе с этим вы добровольно берёте на себя и ответственность за последствия от его «когтей»...
263. Существует ли для преподавателя более сильное и более мучительное состояние, чем тихое увольнение из родной школы, которой отдано 25 лет жизни?..
264. Не отчисленного ученика нам следует жалеть, а тех из них, кто хотел продолжать бороться со всеми сложностями и трудностями начального музыкального образования в школе, да был отчислен...
265. Чтобы ни делал в классе преподаватель с добрым сердцем – у него всё обращается в доброе начало, а у преподавателя с вечно раздражённым сердцем – всегда получается непредсказуемый педагогический результат, и чаще – плохой…
266. Мелочные правила и жалкие профессиональные манеры не должны иметь места в педагогическом стиле уважающего себя преподавателя…
267. Музыкальное воспитание – это та основа, которая позволяет подготовить наших детей быть более развитыми гражданами своего государства…
268. Педагогическая ненависть – как дерево. И если не принимать мер безопасности, то она вырастает в нас, и сама глубоко пускает корни во всё наше существо и, нередко, продолжает жить в нас и искажать действительность даже на развалинах нашей жизни. Поэтому, с этим «добром» в нас надо быть крайне осторожными, ибо эта опасность для нас – как зловредный вирус…
269. При обучении в музыкальной школе ребёнок обречён не только на нелёгкий учебный труд в классе и дома, но и на сопротивление этому труду в виде собственной приятной лени и собственного весёло-беззаботного разгильдяйства…
270. Ошибка всегда приходит в игру ученика неожиданно, и ощущается всеми сразу. Но обычно, ошибка не желает уходить по собственному желанию, сама по себе и на своих ногах, и преподавателю, очень часто приходится её просто выкорчёвывать из голов учащихся…
271. Вместо напоминания ученикам о том, чтобы они обязательно учили заданное на дом, преподавателю стоит чаще напоминать их родителям, чтобы они не пренебрегали своими обязанностями…
272. Когда преподаватель-идеалист в школе вконец разочаровывается в жизни и профессии, то он неминуемо превращается в циника везде и всюду…
273. Нынче, каждый пятый ученик музыкальных школ – с ограниченными возможностями здоровья; каждый третий ученик – страдает той или иной формой какого-либо психического заболевания; каждый второй – ослабленного здоровья. Теперь стоит нам задуматься: а кого сегодня приходится обучать, и что должны представлять собою современные преподаватели, чтобы учить такой контингент детей?..
274. Если все дети, как говорят, одарённые, то почему из них не вырастает в школе много талантливых юных музыкантов-исполнителей, а вырастают обычные дети, в большинстве своём не любящие и не знающие музыки?..
275. Класс ДМШ – это то место, где мы работаем и храним своё педагогическое имущество в то время, пока находимся дома, где, и нередко не щадя своих сил, продолжаем добывать для себя ещё больше педагогического барахла…
276. Приветливость и добросердечие ничего не стоят преподавателю в школе, но дорого ценятся в ней детьми, их родителями и коллегами...
277. Не подражайте директору и не берите пример с завуча, а найдите себя и станьте собой в школе...
278. Приходится констатировать, что ещё никто не умер в школе от недостатка любой музыки. Поэтому, беспокоиться преподавателю по поводу ученического безделья в ней значительно вреднее, чем само привычное безделье ученика...
279. Педагогические мечты-фантазии в школе больше всего походят на нас самих. И каждому преподавателю, мечта всегда рисуется соответственно его творческим дарованиям, профессиональным склонностям, уму и человеческому характеру…
280. Удивительное дело, но очень похоже, что как кто-то сказал: «Сначала мы учимся обо всём думать, а потом приучаемся смотреть на вещи так, как мы о них думаем.»[5]
281. Для работающих в школе есть очень важная практическая штука: надо научиться сохранять свой педагогический дух и профессиональную стойкость даже тогда, когда тебя обливают грязью, попирают и топчут твоё достоинство в школе, т.е. то, что можно назвать педагогическим контролем преподавателя над самим собой в ней...
282. Жаль конечно, что жизнь преподавателя в школе чрезвычайно коротка, и, естественно, очень жаль, что он не всегда всего профессионально в ней достичь успевает. Просто жаль – и всё тут...
283. Что приносит колоссальное неудобство хорошему преподавателю в школе, так это постоянный внутренний голос, который всегда ему говорит, что следует делать, а чего не следует делать… Правда, это уместно только для тех коллег, кто его вообще умеет слышать в себе и понимать, а кто не слышит – у того всегда действия и поступки свободны…
284. Когда ты один, то это часто означает, что ты просто отдыхаешь от кого-то или чего-то, а не пребываешь в депрессии…
285. Неважно, кто вы в школе – вахтёр, родитель учащегося или завуч. Все «плюющие по ветру» – выглядят одинаково…
286. Учёба в музыкальной школе – это история о преодолении ученических страхов, об умении ребёнка находить в себе силы не сдаваться перед учебными трудностями, о детских радостях и разочарованиях от занятий музыкой, о безутешных слезах провалов и уставшем счастье творческих побед, о скромном величии Учителя…
287. Подлинное мастерство педагога, само по себе, стоит недорого. Дорого могут стоить услуги того, кто этим мастерством обладает. Но если за педагогическую услугу преподавателем запрашивается высокая цена, а его мастерство неизвестно, то приходится констатировать: очень часто получается, что деньги за обучение – выброшены на ветер…
288. Если из педагогических недр и родительской массы удалить музыкальное невежество, то можно избежать колоссального количества недоразумений, непониманий и ошибок в начальном музыкальном образовании…
289. Размышлять в классе – это есть труд ума преподавателя, а мечтания в классе – это развлечение его ума в нём. И путать педагогическое размышление с педагогическими мечтаниями – нельзя, как нельзя смешать огонь с водой…
290. Есть одни школьные слёзы, но есть и другие. Когда слёзы фальшивые – это, мягко сказать – игра, умысел, шантаж и прочее. Но есть в школьной жизни и такие слёзы, которые обязательно надо выплакать, в любое время суток, горячо и не шутя выплакать, чтобы всё внутри перегорело и ушло. И возраст здесь не препятствие…
291. Вполне достаточно, чтобы слова преподавателя выражали только профессиональный смысл в сообщаемом им ученику на уроке, и чтобы они не были дешёвым набором художественных украшений на псевдопрофессиональных знаниях его…
292. Жизнь преподавателя в школе – это часто ярмо, игра, риск, падения и подъёмы, обиды и непонимание, радости и печали, раздражение и досада, если не удаётся совершать что-либо намеченное в ней… Словом, это нередко то, что обычно называется «постоянно вылезать вон из кожи»… Причём, как по поводу, так и без него…
293. Если успех к преподавателю в школе пришёл всего лишь однажды, то такое может больше никогда и не случиться с ним. Но если его успех повторяется дважды, то ничего удивительного нет в том, что он придёт к нему и в следующий раз...
294. Даже если обучение в музыкальной школе несёт с собой для ребёнка музыкальное рабство, нежеланный труд и отсутствие вольной свободы – всё равно оно стоит той цены, которую за него платят родители учеников…
295. В музыкальной школе всегда существовало простое правило: в профессии часто приходится выбирать между тем к чему привыкли в ней и тем, к чему тянемся в ней… Главное – преподавателю нельзя бояться того, что ничего не выходит и не выйдет...
296. Все педагогические конфликты всегда происходили из мелочей и недоразумений, как все большие профессиональные достижения преподавателя – из малых его шагов в направлении успеха…
297. Молчание преподавателя – не всегда знак согласия; это может быть и проявлением его заботы о собственной безопасности...
298. Когда не понимаешь, что видишь и что слышишь – жить в мире становится легко, и даже приятно,.. Но как только в понимании реально происходящего примет участие собственный мозг, так сразу картина резко меняется в худшую сторону…
299. Для каждого преподавателя движущая сила – это ученик. Без ученика, даже самому гениальному из нас, нечего делать в классе…
300. Существует три разновидности учащихся в школе: те, кто слышит сам; те, кто слышит, когда им преподаватель показывает, что и как надо слышать; и те, кто ничего не слышит. Правда, последние – всегда очень плохо и играют…
[5] Аноним