Найти тему
GowiththeWind

Люди Возрождения среди нас

Есть такая расхожая фраза: "талантливый человек талантлив во всем". Действительно, периодически случается, что специалист и талант в своем деле неожиданно раскрывается для тебя в совершенно в другой области - это восхищает и даже завораживает... Но всегда ли бывает так? Ведь помните же стихотворение Агнии Барто: "выбирай-ка ты, дружок, один какой-нибудь кружок"? И советы "не разбрасываться", сконцентрироваться на чем-то одном - иначе, мол, не достичь реальных успехов. То есть, по-видимому, этот путь тоже работает. Ведь любой талант - это не только гены, он требует развития, работы, обучения (пусть даже самостоятельного). "Узкие специалисты" сосредотачивают ресурсы на главной цели и, по идее, должны иметь преимущество. Хотя... А вдруг это неточно?:)

Помните ведь идею эпохи Возрождения об универсальном человеке, гармонично развивающемся в самых разных направлениях? Это самое нежелание ставить себе ограничения и искусственные преграды, ощущение, что на самом деле человеческому разуму и творческой энергии подвластно если не всё, то очень-очень многое. И все эти нобелевские лауреаты, помимо своей темы увлекавшиеся искусством, игрой на музыкальных инструментах, рисованием, да хотя бы тропическими бабочками... Разнообразие интересов - широта взглядов - широта поиска... А что если в этом заложено важное конкурентное преимущество?..

Но на практике звучит же рефреном "выбирай-ка ты, дружок, один какой-нибудь кружок"... Нашел свой талант? Выбрал стезю? Вот ее и держись. Не распыляйся. Даже в пределах профессии - узкая специализация. Это уже опуская традиционные высказывания школьников "зачем мне ваша биология, если я на физмат поступаю" - поговорим о взрослых, о профессиях творческих, где действительно важно "преуспеть". Занимаешься эстрадной музыкой? Ну и не лезь в оперный вокал. Имеешь сильный голос? Тогда зачем "попусту растрачиваешь" талант на "низкие" жанры? Таких претензий можно услышать море. Часть из них все-таки явно навеяна цеховым снобизмом (если не завистью), но часть - совершенно искреннее мнение приверженцев узкой специализации. Ну и чего, мол, достиг ты, талант "широкого профиля"?

Узнаёте Германа?:)
Узнаёте Германа?:)

На мой взгляд, проблема такого подхода в том, что сослагательное наклонение мало что дает не только в изучении истории. Откуда мы знаем, что, заставив такого "разбрасывающегося" талантливого человека "не отвлекаться" от главной темы, мы ему поможем, а не навредим? А точно ли ему хватит потенциала, отказавшись от разносторонности, стать недостижимым "узким специалистом" в выбранном мастерстве, на одном уровне с непревзойденными в веках? А что если разнообразная одаренность - это природная компенсация? Или, наоборот, природная тяга к узкой специализации - своеобразный дефект? Растения - они светолюбивые или световыносливые?:) В природе, среди живых существ, преимущества получают и узкие специалисты, и универсалы - но в принципиально разных ситуациях.

Отдельный вопрос: как разносторонность соотносится с творческим началом в любой деятельности? Что если наши дополнительные увлечения дают нам возможность посмотреть свежим взглядом на проблемы в основной сфере деятельности и найти пути решения, которые мы бы иначе не разглядели?

Но всё же, наверное, путь "человека Возрождения" не универсален, и кому-то действительно органичнее быть именно узким специалистом... А кому-то - наоборот!

Пример разнонаправленных талантов - рисующие музыканты. Две столь разных стихии: звуки и визуальные образы; ведь мы даже по восприятию делимся на визуалов и аудиалов... Но, может, не настолько уж отдаленны друг от друга эти искусства? Кстати, примеров, когда музыканты и певцы еще и рисуют, не так уж мало. Из рокеров кто только не брался за кисти, от Дэвида Боуи и Боба Диллана до наших, включая БГ, Эдмунда Шклярского или Дианы Арбениной. Мне стало вдруг интересно: а много ли хорошо рисующих людей среди композиторов и среди классических музыкантов?.. Все-таки рок-музыкант - скорее всего, изначально человек более универсальный, он и поет, и играет, и сочиняет, причем и текст, и музыку...

Но, наверное, особая история - музыканты-архитекторы, то есть те, кого рисовать еще и специально учили, для кого рисование - не просто способ самовыражения, а сочетание желания рисовать, практических навыков и прочной теоретической базы. Рисующих музыкантов-архитекторов я буду рассматривать на примере Петра Налича. Ну, просто я этот пример хорошо знаю.

Еще в начале своей музыкальной карьеры Петр взял за правило все афиши, программки и тому подобное к своим концертам рисовать сам. Причем в первую очередь именно рисовать, а не верстать - хотя по факту и таких афиш, совмещающих фото, авторские шрифты и рисунки, у него тоже немало. Как тут не вспомнить первый сайт Музыкального коллектива Петра Налича, галерею веселой графики на нем (эти картинки украсили первый альбом "Радость простых мелодий") и, конечно же, спонтанно придуманный Петром символ-"логотип" - ежевичку, нарисованную мышкой в фотошопе!

Многие рисунки Петра сделаны в его характерном стиле, как будто с намеком на наивное искусство, но если присмотреться внимательно, понимаешь, как точны эти как будто небрежные линии и как узнаваемы образы.

Тут же стоит упомянуть и объемные картонные конструкции, которые Петр, по собственному же признанию, очень любит - от замечательного оформления диска макси-сингла "Море" до появлявшейся в одноименном клипе Золотой рыбки и "маски Боцмана". Это лишь наиболее знаменитые работы в данном жанре, так-то их, конечно, гораздо больше.

Вообще рисование в фотошопе - излюбленный "жанр" Петра. Но и "бумажных" картинок в самых разных техниках у него большое количество. Понятно, что при его загрузке (сочинение музыки, концерты, причем и эстрадные, и академические, требующие серьезной тренировки вокала, учеба в Гнесинке, семья) на различные "второстепенные" активности может просто не оставаться времени. В одном интервью несколько лет назад Петр и сам признавался, что рисует большей частью в путешествиях - там свободного времени больше.

Наверное, отчасти вследствие этого - хотя в большей мере из-за архитектурного прошлого у Петра на картинах преобладают городские пейзажи с исторической застройкой. Есть графика:

-5

Интересно, что рисунки слегка напоминают наброски, сделаны как будто небрежно - но места на них вполне узнаваемы. По стилю, по лаконичности и какой-то внутренней свободе они мне немного напоминают тексты песен Петра.

Есть и живопись. Это темпера. Посмотрите, как интересно автор заставил "работать" собственным цветом картонку. И небо от этого, кажется, "светится" даже ярче.

-6

А это акварель и, по-видимому, тонкий фломастер.

-7

В качестве арт-объектов для поклонников Петр развил такой жанр, как собственноручно написанные тексты песен.

-8

Есть на рисунках Петра и некоторые животные. Помню, моя подруга, увидев этого дракончика с футболки, захотела себе такого же:) А уж Тукан Бессмысленный на втором фото - и вовсе птица легендарная:)

Когда-то Петр объяснял всем теорию бабури - "всего, что вращается вокруг собственного глаза". И даже сделал макет для кручения бабури в виде вкладыша в альбом (он, второй по счету, собственно, так и назывался - "Веселые бабури").

Музыкальное разъяснение понятия бабури от самого Петра:

Разговоры о различных талантах часто переключаются на тему о том, как эти самые таланты развивать. Тут можно послушать самого Налича, тем более что одно замечательное старое интервью с ним, оказывается, есть на дзене.

А напоследок - песни, без них никак. Точнее, клипы. На одном дорисован лишь "антураж", а другой - целиком мультипликация. Музыка, текст, исполнение, видеоряд - #Петр Налич

Что скажете по поднятым темам, дорогие читатели?:)

#музыка

#живопись

#графика