Найти в Дзене
Ирина Петровская

Моя жизнь в монастыре. Продолжение. Ангелы или бесы? Как понять? )

Как я и обещала, в конце марта я вернулась в монастырь.

К этому времени там все очень сильно изменилось. Дело в том, что нашего любимого отца Ефрема повысили в сане (это еще до начала Великого поста было) – он стал Епископом. Но это произошло не просто так, а для того, чтобы убрать его из этого монастыря. Слишком любим, популярен и авторитетен он стал – кое-кому это очень не нравилось. А так как уволить его невозможно, то избавились от него вот так, по-хитрому - через повышение. Ради этого даже Новгородскую епархию разделили на две, ведь у епископа должна быть своя епархия. И отправили 71-летнего Владыку Ефрема подальше от Валдая - восстанавливать Боровичский монастырь.

В общем, к моему возвращению, отца Ефрема там уже не было, часть братии уехала за ним, наместником назначили отца Антония – очень серьезного, очень замкнутого, очень молитвенного монаха. А казначеем поставили...... никогда не догадаетесь, кого, оказывается, можно поставить начальником (хоть и мелким) в мужском монастыре!! Казначеем назначили..... Монахиню Екатерину!!! – молодую, строгую, сухую женщину (я думаю, что ей было точно до 40 лет).

Матушка Екатерина сразу навела там свои порядки. Подняла цены на записочки (раньше одно имя на Сорокоуст там стоило 40 руб. – стало стоить 250, и все в таком роде). Сократила штат поваров, сократила меню, продукты, повыгоняла не особо полезных трудников, ну и явно искала причины выгнать остальных.. ))

Забегая вперед, скажу, что ко мне она тоже придиралась поначалу – просила «одеваться побесформеннее, чтобы не смущать монахов своими формами» ))) Я, конечно, выполняла, как могла.. Но, так как я была не бесполезной трудницей, а бесплатной сиделкой, то меня ей все-таки приходилось терпеть.. )))

В общем, стало там как-то так.... холодно, что ли.. Потом кто-то из паломников сказал, что Благодать там намолил батюшка Ефрем и она, Благодать, с ним и за ним улетела... Думаю, в этом есть если не целая, то большая доля правды!

А еще оказалось, что буквально за неделю до моего приезда, к матушке Матроне приставили новую келейницу, назовем ее Наташей. Она сама была из Валдая, работала там медсестрой, но какая-то у нее проблема возникла с тетей и наш наместник (будучи раньше духовным отцом Наташиной бабушки) благословил ее (с 5-летним сынишкой) жить в монастыре и ухаживать за матушкой.

Помните, как я расстраивалась поначалу, получив это послушание в феврале? И кто бы мог подумать, что я теперь буду еще больше расстраиваться, когда оказалось, что мое место занято! Конечно, я бы и за другое послушание взялась, но к матушке я как-то уже расположилась, привыкла.. Но наместник решил оставить нас обеих келейницами. Тем более, что Наташа продолжала работать в городе, поэтому каждый день на монастырском микроавтобусе ее отвозили в город, а вечером привозили обратно.. То есть днем ее не было, поэтому я была дневной келейницей, а Наташа - вечерней.

Поселили их с сыном Ваней в соседней с матушкой келье – она специально предназначалась для келейниц – чтобы было слышно, если матушка зовет. Раньше я тоже именно в ней и жила. Келья была большая, кроватей там было три, но Наташа тогда отказалась от моего соседства. Я поселилась в большой (шестиместной) келье напротив. Но недели через три уже заканчивался пост и на Пасху в монастырь приехало стооооооолько народу, что я уже не спрашивая Наташиного разрешения, попросила благословения у наместника и поставила Наташу перед фактом, что я переезжаю к ним в келью.

Матушка Матрона на Пасхальной службе
Матушка Матрона на Пасхальной службе

Сначала мы жили хорошо. Они с Ваней даже мою Нонку (крыску) полюбили, не боялись.. (Так как я в этот раз понимала, что еду надолго, то предупредила, что привезу свою крысу – век-то у них не длинный – не могу я ее на четверть ее жизни бросить.. Мне разрешили, так что все было официально.. Вот с собакой меня бы туда не пустили.)

Мы с Наташей много разговаривали, рассказывали друг другу свои жизни, что-то обсуждали.. Ванька меня прям полюбил, даже иногда у него в мой адрес вырывалось «мама». Когда мне приходилось на пару дней уезжать в Питер, он скучал..

И мой 40-летний юбилей мы все вместе отмечали. Монахи и трудники надарили мне подарков, Ваня слепил из пластилина цветочек сразу с вазочкой. В общем, все было душевно и радостно! Ничто не предвещало беды, как говорится.. Хотя, как я потом уже поняла, она была неизбежна.

Подарок на День Рождения )))
Подарок на День Рождения )))

Потому что через некоторое время оказалось, что матушка Наташей недовольна. Оказалось, что Наташа заходила к матушке только один раз за вечер, приносила из трапезной ужин. И все. Оказалось, что ноги она ей почти не обрабатывает с моего приезда – раз в неделю в лучшем случае (а мне она об этом не сказала). В общем, приносит ужин и идет гулять с сыном вокруг монастыря. Я пару раз спрашивала у нее, обрабатывала ли она матушке ноги, она буркала что-то типа «там все в порядке» и все.

Потом они возвращаются в келью, ужинают, Наташа старательно перекрещивает всю келью – каждый угол, каждый простенок, каждое окно, дверь, пол, потолок.. Наверное, пытаясь показать мне степень своей воцерковленности - не знаю даже, что еще предположить. )))

Как-то раз я зачем-то зашла к матушке вечером (не в свое время), а матушка плачет.. ((( И вот тогда она и сказала, что Наташа ничего не делает, только ужин занесет, даже не здоровается и уходит. И про ноги пожаловалась. Не понимаю, почему она мне раньше этого не говорила.

Когда Наташа уложила Ваню, я ей тихонечко сказала, чтобы она заходила к матушке почаще и обрабатывала ноги через день, как положено, потому что матушка обижается и плачет. Наташа фыркнула, но ничего не сказала.. На следующий вечер ноги она обработала, но не разговаривая с матушкой – обиделась, что та на нее жалуется.

А обработать ноги, съеденные трофической язвой – это удовольствием трудно назвать. Но даже я это делала (ну а кто еще, если я была одна?!), а Наташа же медсестра – это в принципе ее забота – ее и брали поэтому, что хоть какая-то медицинская помощь будет. Но, оказывается, она медсестра – за деньги, а за бесплатно она уже не готова перевязывать вонючие ноги..

В общем, с нее как-то в одночасье слетела эта ее благость. Со мной она общалась тогда еще нормально, но намного меньше – чаще уходила гулять без меня. Я вообще по этому поводу не переживала, потому что понимала, что я должна делать, и почему я тут живу.

И вот через пару недель наступил день, когда мне в очередной раз нужно было съездить в Питер. Все было как обычно. Я дождалась Наташиного возвращения с работы (они приезжали, когда уже шла вечерняя служба, поэтому пересекались мы с ней обычно в храме), отдала ей ключи от нашей кельи, попрощалась и уехала.

И кстати, эта поездка была первой, когда я предложила привезти то, что нужно монастырю, из Питера. Просто я заметила, что в Валдайских магазинах все очень дорого – значительно дороже, чем в Питере. Я думала, попросят привезти подгузники для матушки ну и еще что-нибудь.. А мне дали 25 тысяч рублей и огромный список (от одноразовой посуды для паломников до электро-рубанка). Так что я 3 дня каталась по питерским оптовым базам, закупая все по списку..

Моя машина была забита до потолка – клетка с Нонкой еле-еле поместилась на пассажирском месте! И вот я утром собираюсь стартовать обратно в монастырь, а вечером мне звонит наш новый эконом Виктор и сообщает, что отец Антоний благословил брать с меня деньги за проживание, если я приеду! Так что, говорит, сама решай, ехать или нет.. )) А у меня полная машина монастырского добра и абсолютное непонимание того, что случилось за время моего отсутствия.. Конечно, я поехала! ))

Я абсолютно не волновалась, не боялась ехать – я точно знала, что ничем не нарушила правила монастыря, делала свое дело, поэтому мне было просто очень даже интересно, что могло произойти за столь короткое время! )

Предыдущая статья - вот тут, а самое начало - вот тут

#жизнь в монастыре #монастырь #вера #религия #сампознание