Позиционирование товара на рынке – это его лицо, то, как воспринимают его потребители. Каждый бренд ассоциируется с определенными классификациями и характеристиками. В умах потребителей позиционировании компании отождествляется с качеством или выгодой, или и тем или тем.
Но часто бренды задаются вопросом: «Каким образом построить себе качественное позиционирование среди потребителей, чтобы при выборе продукта у них не возникало сомнений?». К счастью, на этот вопрос есть ответ и большое количество стратегий позиционирования продукта на рынке. Сегодня мы расскажем о нескольких из них.
5 стратегий позиционирования бренда на рынке
1. Борьба с конкурентами
Данная стратегия строится на принципе «У нас лучше». В глазах потребителей мы возвышаем свой бренд, проводя сравнение с конкурентами и выявления недостатков у них. Их недостатки мы перекрываем своими преимуществами. Мы предлагаем качественную альтернативу с выгодным и привлекательным продуктом.
Для того чтобы следовать данной стратегии нужно соблюдать ряд правил:
А) Качество продукции должно быть действительно выше, чем у конкурента
Б) Нужно выдвигать только те преимущества, которыми компания и продукт действительно обладают
В) Нужно обладать соответствующим бюджетом для продолжения соперничества с конкурентом, так как каждый раз ставки будут повышаться.
Очень часто такой пример используется в рекламе чистящих средств, где показывается сравнение, к примеру, моющего средства компании, которая выпускает рекламу, а также моющее средство любого другого бренда.
2. Преимущества продукта
Данная стратегия строится на упоре на конкурентные преимущества именно вашего продукта, выделяются особые характеристики, которые должны привлечь потребителя. Для того чтобы покупатель купил именно ваш продукт, вы должны заставить его думать, что ваш продукт является лучшим на рынке. Если компания внедряет какие-либо новинки, то ей следует обязательно запатентовать разработку, чтобы конкуренты не смогли внедрить ее в свое производство.
Правила, которые нужно соблюдать при выборе данной стратегии:
А) Уникальность продукта
Б) Отличительные свойства от конкурентов
В) Особенная ценность для потребителей.
Фактически каждый бренд выбирает эту стратегию, но в качестве популярного примера можно привести сырки «Б. Ю. Александров». Несмотря на высокую стоимость продукции, для многих потребителей данное лакомство является идеалом. А все потому, что фирма покрывает сырки бельгийским шоколадом, который обладает необыкновенным вкусом, которого нет у других сырков.
3. «Проблема-решение»
Данная стратегия считается самой действенной, по мнению маркетологов. Суть заключается в том, чтобы нащупать «боли» потребителей и предложить эффективное решение, что является самым мощным стимулом для совершение покупки. В основе действия лежит психологический эффект, при котором клиент чувствует себя защищённым, у него уменьшается тревога и страх.
Чаще всего такой подход используется в фармацевтике и финансовой деятельности. Так например, в рекламе обезболивающего средства Solpadeine используется слоган («Против боли и спазмов. Бьет точно в цель»), который привлечёт потенциальных клиентов, так как решает проблему.
4. Позиционирование с точки зрения ценовой политики
Данная стратегия подразумевает под собой продажу товара по чрезвычайно низкой или неприлично высокой цене.
Существует два пути развития ситуации:
• Снижение стоимости (в данной ситуации используется компания с низкой вовлечённостью целевой аудитории; успех зависит при наличии конкурентного товара с более высокой стоимостью).
• Завышение цены (нацелено на психологическое сознание покупателей, так как большинство людей уверены, что за высокой ценой стоит высокое качество выпускаемой продукции).
В качестве примера можно привести акционные товары или спецпредложения в магазинах шаговой доступности («Дикси», «Пятёрочка», «Магнит»). Чаще всего успешными слоганами в данной стратегии являются: «дешевле только даром», «если не видно разницы, зачем платить больше».
5. Выгодное предложение
Такая стратегия, в отличие от предыдущей, предлагает выгоды, которые не измеряются в стоимостном выражении. Сюда относятся рациональные преимущества (повышенная безопасность, сохранение здоровья, экономия) и эмоционально-психологические (приобщение к определённой группе, самореализация и т. д.).
В качестве хорошего примера можно привести компанию Nike, которая действует на потребителей через эмоции. Спортсмены с мировыми именами в совокупности с обычными, но запоминающимися лозунгами, такими, как “Write the future”(«Напиши своё будущее»), “Run. Don’t hide” («Не прячься, беги!») и так далее, обеспечивают популярность бренда на протяжении многих лет.
Позиционирование продукта на рынке всегда направленно на формирование положительного образа и позитивной ассоциации со стороны потребителя. Покупатели интересуются стоимостью, качеством, выгодой продукта, который они приобретают. Намного эффективнее и безопаснее продвижение бренда, если компания выпускает несколько видов продукции, которые могут отличаться ценовой политикой, физическими показателями и качествами.