Возможно ли исключить пруд-охладитель (включенный в государственный реестр водных объектов) из государственного реестра водных объектов?
Отвечает юрист Центра Судьбина Виктория:
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 48 ГОСТ 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 г. № 2410) (далее – ГОСТ 19185-73) гидротехническое сооружение – сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
В соответствии с п. 49 ГОСТ 19185-73 гидроузел – комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и целям их работы.
Согласно п. 51 ГОСТ 19185-73 дамба – гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды.
В соответствии с п. п. А.1, А.2 приложения А к СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003 (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. № 811/пр) к основным гидротехническим сооружениям относятся:
- плотины;
- устои и подпорные стены, входящие в состав напорного фронта;
- дамбы обвалования;
- берегоукрепительные (внепортовые), регуляционные и оградительные сооружения;
- водосбросы, водоспуски и водовыпуски;
- водоприемники и водозаборные сооружения;
- каналы деривационные, судоходные, водохозяйственных и мелиоративных систем, комплексного назначения и сооружения на них (например, акведуки, дюкеры, мосты-каналы, трубы-ливнеспуски и т.д.);
- туннели;
- трубопроводы;
- напорные бассейны и бассейны суточного регулирования;
- уравнительные резервуары;
- здания ГЭС, ГАЭС и ПЭС, насосных станций;
- отстойники;
- судоходные сооружения (шлюзы, судоподъемники и судоходные плотины);
- рыбопропускные сооружения, входящие в состав напорного фронта;
- гидротехнические сооружения портов (молы, волноломы, причалы, набережные, пирсы), судостроительных и судоремонтных предприятий, паромных переправ, кроме отнесенных к второстепенным;
- гидротехнические сооружения тепловых и атомных электростанций, кроме рыбозащитных сооружений;
- гидротехнические сооружения, входящие в состав комплексов инженерной защиты населенных пунктов и предприятий;
- гидротехнические сооружения инженерной защиты сельхозугодий, территорий санитарно-защитного назначения, коммунально-складских предприятий, памятников культуры и природы;
- гидротехнические сооружения морских нефтегазопромыслов;
- гидротехнические сооружения средств навигационного оборудования;
- сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
При этом ко второстепенным гидротехническим сооружениям относятся:
- ледозащитные сооружения;
- разделительные стенки;
- отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы;
- устои и подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта;
- берегоукрепительные сооружения портов;
- рыбозащитные сооружения;
- сооружения лесосплава (бревноспуски, запани, плотоходы) и другие, не перечисленные в составе основных гидротехнических сооружений.
В соответствии с абз. 2 ст. 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Согласно абз. абз. 4, 5 указанной статьи Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При этом при проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
В соответствии с п. 32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должен содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе декларацию безопасности гидротехнических сооружений, разрабатываемую на стадии проектирования.
Таким образом, гидротехническое сооружение является объектом капитального строительства, в отношении которого разрабатывается соответствующая проектная документация.
При этом к гидротехническим сооружениям водные объекты не относятся.
Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект – природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, в т.ч. на водоёмы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Согласно п. 178 ГОСТ 19179-73 пруд – мелководное водохранилище площадью не более 1 км2.
При этом согласно п. 177 ГОСТ 19179-73 водохранилище – искусственный водоём, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством водохранилище и пруд различаются исключительно по занимаемой площади.
Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Одновременно в соответствии с ч. 4 указанной статьи Водного кодекса РФ пруд, обводнённый карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно п. 5 ст. 1 Водного кодекса РФ водный режим – изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.
Таким образом, для признания объекта в качестве водного объекта данный объект должен обладать характерными формами и признаками водного режима.
На основании изложенного в случае, если водохранилище является техническим сооружением системы оборотного водоснабжения (обособленным прудом-охладителем) и не обладает характерными формами и признаками водного режима, включение данного пруда-охладителя в государственный водный реестр в качестве водного объекта неправомерно.
Необходимо отметить, что в случае, если пруд-охладитель конструктивно не изолирован от части водного объекта, данный пруд-охладитель рассматривается в качестве водного объекта, к которому применяются положения природоохранного законодательств РФ.
Данный вывод подтверждается судебной практикой:
- Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2020 г. № 18АП-19496/2019 по делу № А76-39859/2019;
- Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2022 г. № 17АП-894/2022-АК по делу № А60-44321/2021.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи Федерального закона государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Согласно п. 4 указанной статьи Федерального закона в государственный водный реестр включаются документированные сведения:
1) о бассейновых округах;
2) о речных бассейнах;
3) о водохозяйственных участках;
4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
5) о водохозяйственных системах;
6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;
7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;
9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
10) о договорах водопользования;
10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;
10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);
11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
В соответствии с ч. 10 ст. 31 Водного кодекса РФ ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 253) (далее – Положение) ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с п. 6 Положения реестр содержит разделы «Водные объекты и водные ресурсы», «Водопользование» и «Инфраструктура на водных объектах».
При этом в раздел «Водные объекты и водные ресурсы» реестра включаются сведения:
а) о бассейновых округах;
б) о речных бассейнах;
в) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях.
Таким образом, заинтересованное юридическое лицо вправе инициировать внесение изменений в государственный водный реестр, в т.ч. в части исключения водного объекта из государственного водного реестра.
Необходимо отметить, что форма заявления об исключении объекта из государственного водного реестра действующим законодательством не предусмотрена.
При этом данное заявление может быть подано заинтересованным лицом в свободной форме.
На основании изложенного в случае, если водохранилище в соответствии с проектной документацией признаётся в качестве технического сооружения системы оборотного водоснабжения (пруд-охладитель) и сведения, о котором содержатся в государственном водном реестре, для исключения данного водохранилища из государственного водного реестра необходимо направить в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов заявление об исключении водохранилища из государственного водного реестра.
При этом для исключения указанного водохранилища из государственного водного реестра необходимо подтверждение отсутствия у данного объекта характерных форм и признаков водного режима.