Найти в Дзене
Молитва и Размышление

ПРИМЕРЫ КОНЧИНЫ ПРАВЕДНЫХ И БЕЗЗАКОННЫХ ЛЮДЕЙ

При одре умирающих происходят различные явления, знаменующие исход души, наступление для неё новой жизни, явления, доступные даже внешнему восприятию окружающих смертный одр и ими засвидетельствованные в многочисленных рассказах...

Так, со слов одного достопочтенного мужа, св. Григорий рассказывает о кончине Спея, пресвитера и настоятеля одного монастыря в Нурсии: «Находясь среди созванных им братий, причастился он тела и крови Господних, потом начал с ними, таинственное пение псалмов и во время самого пения братии с молитвой предал дух Богу. Все присутствовавшие братия видели, как вылетела из уст его голубка, которая немедленно, сквозь отверстие кровли храма, в виду братии, полетела на небо»...

«До́лжно верить, – замечает по этому поводу св. Григорий, – что в образе голубки явилась душа его, – и самым этим видом Бог показал, с какой простотой служил ему отшедший муж»...

О смерти другого пресвитера, который не назван по имени, но который всем был известен святой подвижнической жизнью,

Григорий Великий передаёт рассказ (глава 11), что «в минуту смерти, окружённый своими близкими и родными, он начал восклицать: «добро пожаловать, господин мой, добро пожаловать. Но зачем вы удостаиваете меня, раба вашего, своим посещением»? А когда окружающие спросили, к кому он обращается с вопросом, он ответил: «разве вы не видите, что сюда пришли св. апостолы? Разве не видите первых из апостолов – Петра и Павла?». Затем, произнося слова: «я иду, иду!» испустил дух».

Приводя этот и другие рассказы о явлении умирающим праведникам самого Господа Иисуса, Богоматери и святых, Григорий Великий говорит, что «часто случается праведным, умирая, видеть подле себя святых, дабы в их присутствии без печали и боязни освободиться от оков плоти»...

Минута кончины праведного, кроме указанных чудесных явлений, сопровождается многими другими – как в самом праведнике (например, прозрение в будущее), как бы предвещающем уже наступление высшей духовной жизни, так даже во внешней окружающей природе: необыкновенное блистание света, благовоние, землетрясения, бури. В подтверждение этого в III книге «Диалогов» приводится, между прочим, рассказ о кончине Павлина Ноланского: «когда он был уже при последних минутах, вдруг потряслась земля, и ложе, на котором он возлежал, поколебалось, между тем самый дом оставался непоколебимым»...

Духи тьмы, в образе личных и страшных существ – чудовищ, также появляются пред одром умирающих, стараясь овладеть их душой, – в образе «чёрных людей, мавров – эфиопов», или в виде «дракона», с разинутой пастью, готовящегося поглотить умирающего.

«Некто Хрисаоргий, – по рассказу человека, близко знакомого св. Григорию, настоятеля одного монастыря, – пред тем самым временем, как душе выйти из тела, открытыми глазами увидел чёрных и страшных духов, которые стояли пред ним и готовы были схватить душу его и отнести в адскую темницу. Он затрепетал, побледнел, громко стал просить отсрочки и странным и смущённым голосом звал сына своего Максима...

Собралось всё семейство с плачем и трепетом. Злых духов, от которых он так сильно страдал, домашние не могли видеть, но узнали о присутствии их из смущения больного, бледности и трепета. Со страха от их чёрных лиц Хрисаоргий обращался на постели туда и сюда; лежал на левом боку – и не мог удалить их от взора; поворачивался к стене, и там они были. Стеснённый ими до чрезвычайности, он отчаивался уже в своём освобождении от них и стал громким голосом кричать: «отсрочку хоть: до утра! хоть до утра!». Но во время самого этого крика душа была взята из тела»...

Передавая этот рассказ, св. Григорий говорит, что видение это служило «предостережением для нас, которых ещё ожидает долготерпение Божие», так как для самого умиравшего оно уже не могло иметь пользы – его душа была взята из тела.

Эти рассказы из книги Григория Михайловича Дьяченко «Из области таинственного» ярко иллюстрируют чрезвычайную важность живой веры во Христа, Который сказал: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан.3:36).

ГДЕ БУДЕТ МОЯ ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ?

-2