Три с половиной тысячи лет назад тоже рождались женщины, что считали себя равными мужчинам - в умении интриговать, укрощать, подчинять.
Жена фараона – еще не фараон
…Ей очень хочется править. Престол Египта уже занимали две женщины, что царствовали единолично; чем она, Хатшепсут, хуже? Самых чистых кровей, прекрасна лицом, изящна как статуэтка.
Она замужем за единокровным братом, Тутмосом II, чье происхождение подкачало: он сын наложницы их общего отца. Зато ее мать – царица. Безупречная родословная Хатшепсут и возвела второго Тутмоса в фараоны. Как правитель он слаб, каждый скажет; тишком Хатшепсут прибирает к рукам власть, заодно поглядывает на пасынка. Того тоже нарекли Тутмосом и он тоже сын фараона от наложницы (сама царица наследника не родила). 12-летний парень смышлен, решителен. Вчера заявил жрецам, что ему во сне явился бог Амон и изрек – ты, мол, юный Тутмос, должен править Египтом. Жрецы и не подумали высмеивать нахала.
А что если помочь ему получить трон? Для нее это шанс.
Фараон женского рода
Полагают, что Хатшепсут была замешана в том мирном перевороте - когда жрецы во время церемонии пронесли золотую статую бога Амона мимо фараона и наклонили идола перед его сыном. Знак свыше, не оспоришь. В Египте появился новый царь, Тутмос III.
Регентом при подростке стала его тетя и мачеха Хатшепсут. А дальше…
Жрецы с изумлением слушали фараонову тетку: ей, подумать только, тоже было видение. Великий бог явился в этом самом храме и призвал ее на царство. У маленькой женщины в Египте высоченный авторитет, она влиятельнее всех. В жилах Хатшепсут – чистейшая кровь 18-й династии. Какие еще нужны аргументы? И пока Тутмос III где-то воюет, золотой идол склоняется перед его амбициозной мачехой. Фиванский оракул указывает на нового фараона.
У нее серьезные планы. Она именно фараон, а не фараонша какая-то. На церемониях Хатшепсут надевает мужской головной убор, цепляет перевитую золотыми нитями бородку – символ царской власти. Объявляет себя дочерью бога. Принимает царские титулы – все, кроме одного: Хатшепсут не хочет зваться «могучим быком». Напротив, она - прекраснейшая из женщин.
А женщины по природе созидательницы. И фараон Хатшепсут берется за дело: велит воссоздать памятники, разрушенные гиксосами, что много лет разоряли Египет; возвести святилище в Карнаке и два самых высоких в стране обелиска по 30 метров; а еще роскошный трехступенчатый храмовый комплекс на западе Фив и много-много других храмов и святилищ. После историки подсчитают и удивятся: больше Хатшепсут в Древнем Египте понастроил только Рамзес II.
Египет благоухает – сюда везут ладан, ихмет; Египет хорошеет – в распоряжении женщин теперь превосходные краски для глаз и век, украшения из слоновой кости; Египет удивляет – обилием золота, миртовыми деревьями, ручными обезьянками, шкурами диковинных зверей. Хатшепсут даже пробует воевать с бунтующими соседями, лично командует войском. И пасынок Тутмос III, отставленный фараон, тут же, в армии.
Ее, конечно, считают узурпатором, но это не так: она иногда делится с Тутмосом властью, допускает того до государственных дел.
Так продолжается то ли 18 лет, то ли 22 года – источники расходятся.
Свержение
Женщина- фараон умирает в середине 15 века до нашей эры – от рака печени, рака кости, диабета. Ей было за 50, она хорошо потрудилась и могла быть собой довольна. Наконец престол занимает ее племянник и пасынок; он дождался своего часа.
Не проходит года - Тутмос III разбивает объединенные азиатские армии в битве при Мегиддо. Впереди еще 16 успешных военных походов в Сирию, Палестину, Ливан; позже третьего Тутмоса назовут «Наполеоном Древнего Египта». И будто соревнуясь с умершей теткой, фараон-завоеватель продолжает отстраивать страну: новые храмы, новые законы.
Только все возведенное Хатшепсут отныне сносится. Историки до сих пор гадают – как относился Тутмос к той, что отняла у него власть? Раньше думали: он ее ненавидел. И при первой возможности отомстил, стер ее славу – разрушил здания, монументы, убрал надписи с ее именами. Потом выяснили: постройки Хатшепсут возможно снесли позже, в конце правления Тутмоса. Чтобы никто не помнил о женщине на троне Египта; трон только для мужчин. В этой версии мотив мести уже на втором плане. Тем более Тутмос пощадил великолепный трехступенчатый погребальный храм; не сломал и гигантские обелиски, хотя велел закрыть их стеной.
Так или иначе, его наверняка бесила мысль о том, что настырная тетушка Хатшепсут осталась единственным соперником, с которым ему, великому Тутмосу Завоевателю, не удалось справиться.
Автор – Марина Туманова